Если в 2010 году сокращать персонал планировали только 5%, в 2011-м - 8% компаний, то по данным последнего обзора - уже 11%. При этом увеличивать количество сотрудников в эти годы планировали соответственно от 41 до 34% компаний в регионах. Получается, что представители бизнеса практически во всех субъектах РФ явно готовятся к "режиму экономии".
Между тем специалист отдела развития и франчайзинга Центра права и консалтинга "ЛИК" Дарья Некрасова полагает, что многие компании стараются рациональнее планировать и распределять бюджет на персонал, больше внимания уделяя его мотивации, но говорить об экономии на персонале преждевременно. "На примере многих компаний, в том числе предприятий среднего бизнеса, могу сказать, что немало предприятий находятся на стадии роста либо в состоянии стабильности, поэтому говорить о сокращении персонала не приходится", - уверена она.
"Расходы на персонал - одна из важнейших статей бюджета во всех отраслях экономики, - говорит Татьяна Баскина, генеральный директор компании CASE. - Для эффективного и корректного прогнозирования бюджета на персонал компаниям необходимо, во-первых, учитывать внешние факторы, влияющие на экономику России, во-вторых, понимать тенденции рынка труда в стране в целом и в отдельно взятых регионах, а также четко расставлять цели и приоритеты компании - с одной стороны, и потребности персонала в нематериальных стимулах - с другой".
Владельцы бизнеса в условиях неопределенности в общеэкономической ситуации в России ведут себя по-разному. По словам Татьяны Баскиной, им необходимо понимать, что время "сверхтребований" к кандидатам позади - сейчас время компромиссов. Если сотрудник может прекрасно выполнять работу и вписывается в культуру компании, но уровень знаний, например, иностранного языка у него недостаточен, может, и не стоит терять такого работника.