16.10.2012 00:41
Экономика

Эксперты и чиновники обсудили приоритеты развития экономики

Модернизацию промышленности профинансируют за счет сырьевых доходов
Текст:  Теймур Абдуллаев
Российская Бизнес-газета - Инновации: №39 (868)
России нужен системообразующий закон о промышленной политике, где бы было заложено такое понятие, как "отраслевой контракт" - основной инструмент промышленной политики. Долгосрочное планирование развития отрасли позволит ввести в практику метод индикативного планирования с показателями-индикаторами - индексами изменения экономических величин, структурного соотношения, динамики дисконтирования, подвижности учетных ставок. К такому выводу пришли эксперты на прошедшем в Москве VII Национальном конгрессе "Приоритеты развития экономики: модернизация промышленности России".
Читать на сайте RG.RU

В частности, с такой идеей согласился зампред Комитета Госдумы по промышленности Павел Дорохин. Он предложил еще направлять поэтапно на развитие промышленности средства Стабилизационного фонда и Фонда будущих поколений. Идея была поддержана директором по развитию партнерской сети Агентства стратегических инициатив Александром Пироженко. Эксперт не сомневается в том, что стране нужен всеобъемлющий закон о стратегическом планировании, который закладывал бы основу для системной модернизации экономики. "Пока мы не имеем четкой системы целевых показателей для наших чиновников, любые попытки сблизить интересы бизнеса и власти, реформировать государственное управление обречены на провал. Без заложенных на стратегическом уровне инициатив любые усилия отдельных организаций, ведомств, предпринимателей будут напрасны",- уверен эксперт.

Обсуждались и другие общефедеральные вопросы. Так, по мнению советника президента России Сергея Глазьева, переход экономики России к новому технологическому укладу потребует ежегодного роста ВВП на уровне 7-8% в течение ближайших 5 лет, а не 4-5%, как это возможно произойдет сейчас. "Глобальный финансовый кризис постепенно перерастает в структурный экономический кризис, связанный со сменой технологических укладов. В условиях либеральной модели экономики в мире происходит рост расходов на военный сектор, и мы должны учесть это обстоятельство. Одна из задач России - сдвинуть ситуацию в мире в сторону от эскалации военно-политических конфликтов. Выход из кризиса лежит через становление нового технологического уклада, связанного с развитием высоких технологий",- отметил Глазьев. Он подчеркнул, что в настоящее время лишь 12% промышленных предприятий России демонстрируют инновационную активность, это примерно на 2% больше, чем в прошлом году.

В стране сегодня много интереснейших разработок, однако они слабо подготовлены для практического внедрения

Чиновник считает, что для того, чтобы получить импульс для инновационного развития, не обойтись без использования для его финансирования доходов от продажи нефти. По словам Глазьева, для перехода экономики России к новому технологическому укладу и выполнения поставленных целевых задач рост объема инвестиций должен быть на уровне 20% и наращивание научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ - на уровне 25% в течение ближайших 5 лет.

Ключевая тема конгресса была заявлена как организация открытого диалога по вопросам реализации государственной промышленной политики, направленной на модернизацию и инновационное развитие экономики. "Мы считаем, что нужно выстроить национальную инновационную систему как совокупность законодательных, административно-организационных, финансовых, инфраструктурных, информационно-медийных компонентов",- пояснил "РБГ" президент ТПП РФ Сергей Катырин.

По его словам, в стране сегодня много интереснейших разработок, однако они слабо подготовлены для практического внедрения. Именно поэтому нужна эффективная инфраструктура, нужны инструменты поддержки и продвижения инновационных проектов.

Другая проблема, полагает Катырин, - невысокий спрос на инновации в стране в целом, и об этом неоднократно говорили участники форума. Для сравнения: в Германии и Бельгии 50-70% всех проектов - это проекты инновационные, тогда как в России эта цифра не достигает и 15%. "Наш бизнес пока не стимулирован на вложения в инновационное развитие, модернизацию, потому что у малых и средних предприятий, как правило, не хватает собственных оборотных средств, а заемные средства дороги. Крупные предприятия, занимающие доминирующее положение на рынке, не видят сегодня в расходах на модернизацию и инновации практического смысла, потому что конкуренция во многих секторах у нас очень слабая", - уточнил Катырин.

Пока, считает он, в России только создаются государственные механизмы экономического стимулирования инновационного развития через налоги, таможенно-тарифное регулирование, технические регламенты. Однако этого явно недостаточно, чтобы придать мощный импульс перестройке экономики в сторону модернизации.

По мнению Павла Дорохина, деньги Стабфонда и Фонда будущих поколений нужно поэтапно направлять в промышленность. Расчеты показывают, только на реконструкцию основных фондов обрабатывающей промышленности требуется 600 млрд долл.

Кроме того, следует поднять эффективность финансовой политики государства, сфокусировав ее на преодоление огромного разрыва между нормами сбережения и нормами накопления. Выход на траекторию устойчивого развития требует повышения нормы накопления до 35%. Это вполне возможно, уверен Дорохин, поскольку объем сбережений в экономике в полтора раза превышает объем инвестиций.

Парламентарий считает, что для достижения таких показателей правительство должно разработать федеральную программу обновления основных фондов в инфраструктурных отраслях. "Необходим налоговый маневр. Освобождение нового оборудования от налога на имущество. Наша налоговая нагрузка превышает 20% против 7-9% в Европе. Особую значимость приобретает проблема оздоровления стратегических предприятий, преодоление последствий рейдерского захвата некоторых из них, контроль органов безопасности за их функционированием",- отметил депутат.

Инновации