17.10.2012 00:51
Власть

Правительство ускорило процесс законотворчества

Подзаконные акты не отстанут от чтения законопроекта в Думе
Текст:  Иван Романченко
Российская газета - Столичный выпуск: №239 (5912)
Законы, которые принимает парламент, теперь могут заработать быстрее. В регламент правительства внесены изменения, в соответствии с которыми нормативные и подзаконные акты, предусмотренные многими законопроектами, будут разрабатываться одновременно с прохождением закона в Госдуме.
Читать на сайте RG.RU

"Изменения, внесенные в регламент правительства 8 октября 2012 года, помогут избежать негативной практики, когда закон вступает в силу, но не может исполняться из-за того, что требуется время на подготовку соответствующих подзаконных актов: постановлений, приказов, положений, инструкций", - рассказала "РГ" заместитель руководителя аппарата правительства РФ Анна Попова.

Дело в том, что принятие нового федерального закона или изменение уже действующего не всегда приводит к немедленному исполнению закона на практике. Ведь закон может содержать поручение правительству, тому или иному органу государственной власти. Например, чтобы заработал закон о техническом осмотре транспортных средств, необходимо было принять или внести изменения в 17 нормативных актов, а реализация Федерального закона "О порядке финансирования выплат за счет средств пенсионных накоплений" потребовала подготовки 15 подзаконных актов.

Законы, в том числе и социально направленные, станут быстрее вступать в силу и работать

Напомним, что проект федерального закона проходит в Государственной Думе три чтения. Первое - концептуальное. В ходе этого чтения решается принципиальный вопрос: согласны ли депутаты с основными идеями, подходами проекта. После одобрения в первом чтении депутаты Государственной Думы, субъекты права законодательной инициативы разрабатывают и вносят поправки в текст законопроекта. Второе чтение проходит после тщательной проработки текста законопроекта, оценки каждой поправки, вплоть до знаков препинания. Иными словами, именно после второго чтения формируется основной текст законопроекта. Третье чтение предполагает окончательное принятие законопроекта. Далее принятый федеральный закон направляется в Совет Федерации и после его одобрения верхней палатой - главе государства.

"Как правило, федеральные органы приступали к разработке подзаконных актов только после вступления в силу соответствующего федерального закона. Это приводило к существенному опозданию с принятием подзаконных актов", - отмечает Анна Попова.

Теперь же со дня принятия решения о внесении правительством в Госдуму соответствующего законопроекта министерства и ведомства могут начинать работу над проектами нормативных правовых актов. А после того как Государственная Дума примет проект федерального закона во втором чтении, дается поручение внести соответствующие проекты нормативных правовых актов в правительство.

Если же законопроект внесен не правительством, а другим субъектом законодательной инициативы, согласно новому регламенту после прохождения второго чтения заместитель председателя правительства в соответствии с распределением обязанностей будет обязан дать поручения разработать и внести в кабинет министров необходимые проекты подзаконных актов.

"Правительство также может обратиться в Государственную Думу с просьбой об учете срока разработки подзаконного акта при определении срока рассмотрения проекта федерального закона в третьем чтении. Тем самым мы держим на контроле ситуацию с подготовкой как федерального закона, так и необходимых для его реализации подзаконных нормативных правовых актов", - говорит заместитель руководителя аппарата правительства.

По словам Поповой, все эти изменения позволят ускорить нормотворческий процесс и избавиться от того временного вакуума, который создавался между принятием самого закона и сопровождающими его нормативными документами. Все законы, в том числе и социально направленные, будут быстрее вступать в силу и работать - а это безусловный плюс для каждого, считают в правительстве.

Госуправление