Производители молочного сырья и переработчики в данном случае проявили редкое единство мнений: если основные идеи, заложенные в этом документе, будут реализованы, объем производства молока в России снизится, коровы будут отправлены на бойню, а жители села потеряют тысячи рабочих мест и миллионы рублей дохода. Горожанам же придется платить за пакет качественного и полезного питьевого молока совершенно другие - гораздо большие - деньги.
Мимо цели
Ни для кого не секрет, что практически все сколько-нибудь значимые инвестиции в сельское хозяйство в последние годы произошли благодаря государственной поддержке. О том, как велика она должна быть, все время идут споры. И при работе над проектом госпрограммы развития сельского хозяйства, и при "верстке" бюджета, и при обсуждении условий вступления в ВТО - все время вопрос о размере господдержки сельского хозяйства становится одним из ключевых. Теперь же проблема переходит в несколько иную плоскость: некоторые пытаются предложить сельскому хозяйству бюджетные деньги таким способом, что их практически невозможно получить честным путем.
Буквально на днях правительство внесло в Госдуму поправки в Закон "О развитии сельского хозяйства", направленные на поддержку отрасли в условиях жизни по правилам ВТО. Поправки, надо полагать, будут приняты. То есть будут истрачены бюджетные ресурсы на поддержку села. Но реальной поддержки не получится, если способ передачи денег аграриям (и, в частности, молочникам) будет выбран неверный, полагают в Национальном союзе производителей молока.
Итак, что же предлагается в проекте Правил предоставления субсидий, который вызвал сомнения у молочников?
Главной проблемой представители отрасли считают избыточное количество одновременно противоречащих друг другу требований, но даже не к конкретным предприятиям, а к субъектам Федерации, на территории которых они работают. То есть оцениваться будет не производитель молока, которому изначально предназначена государственная помощь, а абстрактные, среднестатистические показатели региона. На практике это означает, что большинство даже очень эффективных хозяйств не получат средств из федерального бюджета по причине невыполнения субъектом предлагаемых обязательств, при этом последствия засухи 2012 года в расчет браться не будут.
Обещают оставить без первого
Теперь перейдем непосредственно к требованиям. Один из пунктов проекта правил предоставления субсидий регламентирует выдачу субсидий только "при условии сдачи молока не ниже высшего сорта". В этом предложении содержится прямое противоречие утвержденной Государственной программе развития сельского хозяйства, которая предписывает выдавать субсидии на молоко и высшего, и первого сорта. Такое противоречие, вообще говоря, недопустимо и не может быть оправдано стремлением поощрить лучших производителей, так как приводит к поражению в правах совершенно добросовестных производителей, с одной стороны, и всех потребителей - с другой.
В соответствии с Техническим регламентом на молоко и молочную продукцию высший сорт молока необходим только для производства детского питания. Использование его при изготовлении социально значимых продуктов (молоко питьевое, творог, сметана) повысит их конечную стоимость на прилавке и, соответственно, стоимость минимальной продуктовой корзины.
Помимо этой несообразности данный пункт документа требует во всех регионах соблюдать единые, возрастающие год от года, требования по содержанию в сыром молоке белка и жира. По мнению молочников, такой подход некорректен, так как эти показатели зависят от многих факторов: от продуктивности стада, от породы скота, от природно-климатических условий, от кормов в той или иной части страны и потребностей производителей готовой продукции.
И еще: сортность товарного молока, как правило, у нас является предметом спора между производителем и переработчиком, так как сортность определяется перерабатывающим предприятием, закупающим сырое молоко. А система независимой оценки качества молока аккредитованными лабораториями еще не налажена должным образом. В результате возникнет всплеск приписок и подтасовок для того, чтобы получить бюджетные субсидии.
Тут надо вновь вспомнить, что их получателем является субъект Федерации, и в ряде случаев административный ресурс региональной власти вполне может быть задействован для того, чтобы все молоко в пределах области, края или республики в один день оказалось высшего сорта. В таком случае, самые ловкие получат господдержку на 1 кг товарного молока, а те, кто предоставляет честные данные, останутся ни с чем.
Предлагают считать телят
И, наконец, возможность получать бюджетные субсидии за произведенное молоко авторы проекта документа увязывают с таким специфическим показателем, как выход телят на 100 коров: в 2013 г. - не менее 74 голов, в 2014 г. - не менее 76 голов, в 2015 г. - не менее 78 голов, в 2016-2020 гг. - не менее 80 голов, подтвержденных данными Федеральной службой государственной статистики за предыдущий год. Необходимо пояснить, что показатель "выход телят" - это количество живых телят, рожденных от 100 коров в год, который некорректно отражает ситуацию по воспроизводству поголовья, так как 60 из 100 могут попросту умереть, но критерий при этом будет формально выполнен.
Производители молока убеждены, что "выход телят" не может быть безусловным критерием оценки эффективности производства молока. Ни в одной стране мира этот показатель не используют для того, чтобы выявить самых успешных производителей молока. Считать телят было принято во времена СССР, когда власть полагала, что все вокруг является ее собственностью. Сегодня подсчет частных телят государством с целью оценить работу предприятий выглядел бы странно. Как правило, этот показатель используют, чтобы оценить эффективность работы племенных хозяйств, товаром которых являются в первую очередь телята. Когда речь идет о товарных хозяйствах, приоритетными критериями являются объем производства молока, его качество и себестоимость, а также ветеринарное здоровье животных.
Добиваясь повышения выхода телят, товарные предприятия снизят надои и, соответственно, экономическую эффективность, обеспечение которой является целью ведения любого бизнеса. Молока станет меньше, и оно окажется дороже. Ну, и не существует методики для подсчета телят в фермерских и личных подсобных хозяйствах (ЛПХ).
Последних предлагается вообще оставить без субсидий - при том, что личные подсобные хозяйства, по разным данным, производят от 30-50% всего российского молока. Возможно, до каждого деревенского двора, официально торгующего молоком, с бюджетной поддержкой дойти сложно. Но через кооперативы, например, поддержать личные подсобные хозяйства можно и нужно.
На спешку нет времени
Правление "СОЮЗМОЛОКА" обратило внимание на то, что ситуация в молочной отрасли России остается крайне сложной. С января по август 2012 года падение цен на сырое молоко составило 6% по сравнению с аналогичным периодом 2011 года. Корма из-за засухи поднялись в цене на 60%. Потребление молока и молочных продуктов остается катастрофически низким, а доля фальсифицированной молочной продукции на рынке остается высокой. И молочники в целом довольно обоснованно предлагают не проводить неосторожных экспериментов с господдержкой. Попытка цивилизовать отрасль, наспех навести в ней порядок наверняка приведет к сокращению инвестиций, снижению производства и росту потребительских цен сверх ожиданий.
"СОЮЗМОЛОКО" считает целесообразным распределять федеральные субсидии между всеми субъектами, производящими товарное молоко. Далее субсидии должны получать все предприятия субъекта, которые не снижают объемы производства молока и сдают на переработку молоко высшего и первого сорта - как и записано в принятой Госпрограмме развития сельского хозяйства.
Невозможно не согласиться: молочное сырье должно быть как можно более качественным и безопасным. Вопрос лишь в том, какими темпами двигаться к этой цели и какую цену общество готово сегодня заплатить за ее достижение. В Национальном союзе производителей молока убеждены: любые изменения нужно тщательно готовить - продумывать характер перемен, планировать их темп, согласовывать план с теми, кому его выполнять, то есть с отраслью. И с этим тоже трудно спорить.
Алексей Рябков, директор центральной группы закупок молока Группы компаний Danone-Юнимилк:
- Наша группа компаний является крупнейшим покупателем молока в России. Мы производим молочные продукты высокого качества и, в свою очередь, предъявляем очень жесткие требования к закупаемому сырью. В нашей базе поставщиков лучшие хозяйства России, которые постоянно работают над улучшением своих показателей - как по продуктивности, так и по качественным характеристикам молока. Но даже среди них на сегодняшний день только одна треть удовлетворяет предлагаемым правилам получения субсидий, а, значит, если эти правила будут приняты, около 70% предприятий-поставщиков останутся без государственной поддержки.
Наум Бабаев, председатель совета директоров ООО "Русская молочная компания", Пензенская область:
- "Русмолко" сегодня является одним из самых высокотехнологичных производств молока в мире, но условия проекта правил распределения субсидий госпрограммы таковы, что дотации планируется выделять регионам при условии единовременного выполнения противоречащих друг другу критериев, а не конкретным хозяйствам. В связи с чем ни мы, ни другие, даже очень успешные хозяйства, не получат господдержку. Каким образом регион собирается распределять средства между хозяйствами? Всем хозяйствам или только эффективным? Предлагаемая схема лишена логики и вредна для отрасли. Дотации должны распределяться напрямую производителям, в соответствии с объективными критериями, а не регионам. Только в таком случае вложения государства дадут конкретный, реальный результат, а не приписки на бумаге.
Павел Грудинин, директор ЗАО "Совхоз имени Ленина", Московская область:
- Даже при самых современных технологических подходах и собственной переработке из всех направлений деятельности нашего предприятия только производство молока является убыточным. Без государственной поддержки нет смысла вкладываться в его дальнейшее развитие, проще переключиться на другие направления производства. Даже незначительные дотации на литр молока могли бы стать важным положительным сигналом для производителей.
Сергей Яхнюк, вице-губернатор Ленинградской области:
- В сельском хозяйстве молочное животноводство обеспечивает самую большую занятость населения, а молоко и молочные продукты являются самыми социально чувствительными. Слишком сложная система критериев получения субсидий лишит производителей молока критически необходимой поддержки. Несмотря на то, что молочное животноводство Ленинградской области одно из самых передовых в стране, без государственной поддержки оно убыточно. Если производители не будут получать дотации на литр товарного молока, то отрасль будет умирать.
Лариса Малахова, ЗАО "Мелеузовский МКК", Республика Башкортостан:
- Одним из перспективных направлений деятельности нашего предприятия мы обозначили сбор молока у населения. В общем объеме поступающего сырья за последние 3 года закупки молока в этом сегменте увеличились с 4% до 10%. Мелкие и начинающие фермеры, пенсионеры, имеющие на подворьях дойных коров, не имеют возможности получать государственные субсидии, вырабатывая зачастую молоко более высокого качества, чем крупные производители. Это тормозит данное направление молочного животноводства и мешает его развитию. Мы считаем, что было бы справедливо в программе государственного субсидирования килограмма товарного молока учитывать также молоко, поступающее на переработку и от населения. Это имело бы огромное социальное значение.
Сергей Глушков, директор по корпоративным отношениям и взаимодействию с органами государственной власти "ПепсиКо":
- Детальный анализ закупок сырого молока ОАО "ВБД" в 31 регионе России позволяет говорить о том, что предлагаемые критерии оставляют до 80% объема молока в этих регионах без субсидий. При этом эти критерии не являются безусловными показателями уровня развития регионального молочного животноводства, так как ряд системообразующих регионов с точки зрения объемов производимого молока не вписывается в них и может быть просто выключен из процесса получения субсидий. Унификация показателей по содержанию белка и жира для всех регионов некорректна, принимая во внимание специфику климатических условий, кормовой базы и доминирующей породы КРС в разных регионах. При этом высокие и частые колебания содержания белка и жира в зависимости от сезона не позволят выполнять и ежеквартально контролировать процесс соблюдения предлагаемых критериев. Особо бросается в глаза полное отсутствие схемы независимого контроля соблюдения предлагаемых критериев, а также прозрачного механизма распределения субсидий. Считаем, что документ должен быть серьезно переработан с учетом этих моментов, иначе предоставление субсидий будет неэффективно и российская молочная отрасль, которая в последние годы и так находится в сложной ситуации, может лишиться важной статьи государственной поддержки.
Сергей Новиков, генеральный директор группы компаний "Агропромкомплектация, Тверская область:
- Без ложной скромности скажу: у нас успешный сельскохозяйственный бизнес. Так сложилось, что мы всегда добиваемся максимальной прибыли от любого начинания. Единственное исключение - молоко. Мы сделали ставку на производство качественного продукта, построили современную ферму, вложили деньги в маркетинг, то есть пошли тем путем, который во всем мире приводит к успеху. Но в российском молочном бизнесе все не по общим правилам.
Как решить проблему? Очень просто. Цена на молоко должна быть достаточно высокой, чтобы покрывать затраты на производство и обеспечивать нормальную, приличную прибыль на уровне других социально значимых отраслей сельского хозяйства. Если нет возможности поднять цену, нужна простая и ясная система государственной поддержки производителей молока. В противном случае, этот бизнес смысла не имеет.