17.10.2012 21:26
Общество

Свердловские власти разъяснили директорам школ плюсы автономии

Что дает образовательным учреждениям смена статуса
Текст:  Наталия Швабауэр (Свердловская область)
Российская газета - Экономика УРФО: №0 (5913)
Областное министерство общего и профессионального образования сформировало реестр из 250 школ и детских садов, которые переведут в статус автономных (МАДОУ и МАОУ). Напомним, задача по увеличению доли автономных учреждений была поставлена в бюджетном послании губернатора. Чтобы подтолкнуть к этому шагу муниципалитеты, правительство области исключило из прогнозной оценки расходов местных бюджетов на образование сумму, равную объему средств, взимаемых с родителей за содержание детей в учебных заведениях казенного типа, - 705,8 миллиона рублей.
Читать на сайте RG.RU

По словам заместителя министра общего и профессионального образования Свердловской области Павла Крекова, новый статус - вовсе не синоним платного образования. Это прежде всего возможность более эффективно использовать бюджетные средства и повысить уровень управленческой культуры.

- Мы считаем, что переход учебных заведений в статус автономных может привести к качественным изменениям не только в их экономической политике, но и в содержании всего воспитательно-образовательного процесса. Никто не ставит жестких планок: к такому-то году перевести в автономные столько-то школ и детских садов. Главное - внутренняя мотивация коллективов к переменам, - подчеркивает чиновник.

По опыту других регионов, фонд оплаты труда в автономных учреждениях увеличивается примерно на 15 процентов за счет оказания дополнительных услуг. В среднем прибавка к зарплате для каждого сотрудника составит 1,5-4 тысячи рублей в месяц. Кроме того, новый юридический статус позволяет руководителю самостоятельно формировать штатное расписание, выбирать поставщиков не в рамках 94-ФЗ, применять упрощенную систему налогообложения, что немаловажно, потому что при этом экономится до 12 процентов бюджетных средств.

Контроль трат такого учреждения осуществляет наблюдательный совет. В него входят от 9 до 11 человек - от учредителя, от общественности и сотрудники учреждения. Собирается совет не менее одного раза в квартал. Отчеты о выполнении финансово-хозяйственного плана публикуются в течение года на сайте учебного заведения.

Чтобы доказать преимущества автономных учреждений перед бюджетными, областной минобр организовал пресс-тур в лицей и детский сад. Правда, настоящего обмена опытом не вышло: руководители учебных заведений признались, что вышли в "самостоятельное плавание" не более двух лет назад и пока еще не могут объективно оценить плюсы и минусы нового статуса. Из объективных трудностей они смогли назвать только одну - необходимость в сжатые сроки провести перерегистрацию учреждения в минюсте и всевозможных фондах, внести изменения в устав и внутреннюю документацию, оформить договоры с родителями.

- Радикальной разницы между бюджетной и автономной школой, на первый взгляд, нет. Как нет и прямой зависимости между юридическим статусом и качеством образования, - говорит директор лицея Ирина Виноградова. - Хорошо учить обязаны и бюджетные, и казенные, и автономные учреждения. Но у последних есть возможность много и активно заниматься повышением квалификации педагогов, значит, те лучше преподают свои предметы детям. Еще очень важно, что в МАОУ можно оперативно принимать решения и перераспределять выделенные на весь год средства, вести деятельность, которая приносит доход, открывать счета в банках, создавать структурные подразделения. Мы, к примеру, подумываем о собственной школе танцев - очень востребованная на сегодня услуга. У казенных учреждений такой свободы нет, там финансирование расписано строго - по статьям и по кварталам. Бюджетным чуть полегче.

Автономные учебные заведения, подчеркивают в министерстве образования, зарабатывать могут, но не обязаны - только если есть желание коллектива и спрос на факультативные услуги. Тарифы на них разрабатываются для каждой территории отдельно. В Екатеринбурге, к примеру, это делается централизованно, управлением образования администрации города. В Нижнем Тагиле, напротив, пошли по пути обособления. Средняя стоимость дополнительных занятий в школах - около 90 рублей, в детских садах - 70-80. Так, уже упомянутому выше лицею удалось в прошлом году заработать за счет их организации 4 миллиона рублей. Деньги будут потрачены на повышение квалификации и заработной платы преподавателей, обновление материально-технической базы. Автономный детсад за счет внебюджетных поступлений смог отремонтировать актовый зал, установить стеклопакеты, закупить современный спортинвентарь, оснастить медицинский кабинет.

- Ни один руководитель не будет предлагать услуги, которые не востребованы. Сначала проводится маркетинговый анализ пожеланий родителей. И уже на этой основе организуются дополнительные занятия. Оплата - только по факту, - рассказывает заведующая дошкольным учреждением Нина Шлыкова.

И все-таки основным источником дохода автономных образовательных учреждений остаются бюджетные ассигнования. На них осуществляются такие затратные мероприятия, как ремонт кровли, строительство стадионов, пищеблоков и т. п. Причем закон запрещает сокращать объемы финансирования со стороны учредителя на выполнение муниципального или государственного задания. Экономия же со стороны самих учреждений только поощряется. Например, в лицее, который нам показали, удалось за год сэкономить на оплате электроэнергии 220 тысяч рублей. Деньги направят на совершенствование системы противопожарной безопасности.

Как ни бились дотошные журналисты, так и не смогли выведать, что мешало зарабатывать школам и детским садам, пока они числились бюджетными учреждениями. Законом это не запрещено, тарифы разработаны. Получается, без смены вывески предпринимательскую инициативу не подтолкнуть?

- Я думаю, процентов 50-60 учебных заведений постепенно перейдут в автономную форму, эту тенденцию диктует рынок. Мы 10 лет были ведомственным детсадом, потом, став муниципальным, два года сами вели баланс - таковы были условия выделения гранта Всемирным банком реконструкции и развития. Но у МАДОУ больше самостоятельности, больше финансовых активов, - считает Нина Шлыкова.

- Когда три года назад началась реформа госучреждений, основная часть территорий региона пошла по пути наименьшего сопротивления, переведя их в статус казенных. Но бюджетная и автономная формы гораздо перспективней. С одной стороны, мы только начинаем формировать сеть автономных учебных заведений и сильно отстали от других регионов. С другой, нам проще, чем соседям: сейчас в законодательстве уже четко прописаны все детали, в том числе соцгарантии. Главы муниципалитетов достаточно позитивно воспринимают перемены, но говорят, что им нужна поддержка - юридическая, консалтинговая. Для этого мы начали обучение руководителей школ и детских садов. Я знаю, что родителей беспокоит проблема денежных поборов в Екатеринбурге, при этом сегмент МАОУ в городе минимален. Значит, причина не в статусе. Бороться с этим явлением надо не преобладанием бюджетных или казенных учреждений, а повышением ответственности управленцев и эффективности наблюдательных советов, - резюмирует Павел Креков.

Компетентно

Ольга Франц, старший научный сотрудник Института экономики УрО РАН:

- Один из определяющих факторов результативности МАДОУ - квалификация руководителя как менеджера. Большинство директоров школ принимает управленческие решения не с позиции менеджера, а с позиции педагога. Отсутствуют и компетенции, необходимые для внедрения проектного подхода, а без него эффективные продажи образовательного продукта невозможны. Значит, прежде чем выходить в "автономное плавание", директоров надо обучить. При этом недостаточно просто дать сумму знаний об экономике и управлении, надо скорректировать систему ценностей: если педагог - это творец, то менеджер - в первую очередь прагматик.

Согласно закону, за результаты деятельности казенного учреждения отвечает учредитель (муниципалитет) - вплоть до субсидиарной ответственности по долговым обязательствам. За результаты деятельности автономного учреждения как хозяйствующего субъекта отвечает оно само. А эти результаты зависят не только от квалификации директора, но и от общеэкономической ситуации в населенном пункте, обоснованности размеров субсидий.

Будучи казенными, образовательные учреждения рассчитывают хотя бы на "понимание" со стороны органов местного самоуправления, а после перехода в автономную форму они рискуют оказаться предоставленными сами себе, если размеры субсидий далеки от экономической обоснованности. Доведя ситуацию до абсурда, недобросовестные чиновники или заинтересованные бизнес-структуры могут использовать смену статуса в целях банкротства учреждения, перераспределения закрепленного за ним имущества, изменения финансовых потоков в пользу других учреждений.

Образование Свердловская область Урал и Западная Сибирь