19.10.2012 00:53
Экономика

Над Москвой появятся транспортные коридоры для первых лиц государства

Комендант Кремля Сергей Хлебников - о кремлевской вертолетной площадке
Текст:  Игорь Елков
Российская газета - Федеральный выпуск: №242 (5915)
Президент и премьер пересаживаются на вертолеты. Посещение Медведевым Московского электрозавода иллюстрирует новый стиль перемещения правительственного кортежа по Москве: премьер прямо из своей подмосковной резиденции прилетел на стадион, расположенный рядом с заводом, что позволило избежать непопулярного перекрытия трасс, и локально снизило остроту пробок в районе объекта посещения.
Читать на сайте RG.RU

Как удалось выяснить корреспонденту "РГ" в Кремле ведут подготовку к тому, чтобы первые лица государства могли регулярно передвигаться по воздуху.

- Вертолетная площадка в Кремле нужна и мы работаем над решением этой проблемы, - сообщил корреспонденту "РГ" по телефону генерал-лейтенант Сергей Хлебников, комендант Московского Кремля. - Рассматриваем разные варианты. Пока могу лишь сказать, что они не связаны ни с Соборной, ни с Ивановской площадями, куда в разные годы приземлялись вертолеты глав государства.

Как рассказал Сергей Дмитриевич, конкретное место размещения вертолетной площадки не будет засекречено, его объявят, но несколько позже.

Исторический факт: по меньшей мере три главы государства прибывали в Кремль с неба - в самом буквальном смысле слова

По словам пресс-секретаря премьера Натальи Тимаковой, службы, которые охраняют главу государства и премьер-министра, отныне большинство маршрутов разрабатывают с учетом использования воздушного пути кортежа.

Собственно, вертолеты первые лица используют давно и активно, особенно в поездках по стране. Достаточно вспомнить известные фото Медведева, сделанные с борта вертолета: из недавних - панораму зимней Москвы на страничке в Facebook. А его снимок с воздуха Тобольского кремля ушел за 51 млн. руб. на благотворительном аукционе.

Исторический факт: по меньшей мере три главы государства прибывали в Кремль с неба. В буквальном смысле слова. Впервые решили использовать вертолеты для перевозки первого лица с посадкой на территории Кремля в 1959 году. Дело в том, что на Никиту Хрущева, во время посещения США, большое впечатление произвело эффектное прибытие президента Дуайта Эйзенхауэра в Белый дом на вертолете S-58. Хрущева также "покатали" на таком вертолете-салоне: в компании с Эйзенхауэром он слетал в Кэмп-Дэвид. Безотлагательно два S-58 были закуплены и отправлены в СССР.

Сразу по возвращении в Москву Хрущев потребовал устроить вертолетную площадку в Кремле. Никита Сергеевич хотел удивить Эйзенхауэра, который должен был вскоре прилететь в СССР. Но вместо Эйзенхауэра прилетел шпион Пауэрс, и история пошла по иному руслу: 1 мая 1960-го американский самолет-разведчик У-2 сбили над СССР, из-за чего визит Эйзенхауэра отменили.

Тем не менее осенью 1959 года Хрущев один раз слетал "на работу" на вертолете. Закупленные американские S-58 отдали в НИИ на исследования, а в Кремль из Внуково первого секретаря доставил отечественный Ми-4. Полет был удачным, машина приземлилась на Ивановской площади.

Но идея не получила развития. Хрущеву больше нравились открытые лимузины. Заядлым автомобилистом был и Брежнев. К тому же проблемы пробок в Москве тогда не знали, и в вертолетной площадке в Кремле не было острой нужды.

О вертолетах вспомнили при Ельцине. По свидетельству шефа президентского протокола Владимира Шевченко, именно из-за пробок на московских дорогах и разговоров о том, что при проезде президентского кортежа на 15 - 20 минут приходится перекрывать улицы, в Кремле задумались о том, чтобы президент добирался до своего рабочего кабинета на вертолете.

- Как в Вашингтоне, - вспоминает Шевченко. - Но там, на приличном расстоянии от Белого дома - огромная лужайка. А здесь храмы. Один раз, в 1993 году, мы решились приземлиться в Кремле на вертолете. Сели на Соборную площадь и поняли, что никогда больше этого делать не будем. Такой грохот стоял! Без показаний приборов стало ясно, какой ущерб резонанс может причинить кремлевским строениям. И мы от этой шальной идеи тогда отказались, но она не умерла.

По данным шефа протокола, в 2001 году на Ивановскую площадь дважды приземлялся вертолет Путина. Шевченко вспоминает, что тогда показания датчиков вибрации, размещенных на куполах Успенского собора, на колокольне Ивана Великого и церкви Двенадцати Апостолов были в пределах нормы. И вновь встал вопрос о строительстве вертолетной площадки на Ивановской площади, под этот проект даже выделили средства из бюджета. Но опять проект забросили.

По некоторым данным, с возражениями выступила и ЮНЕСКО: в Кремле много объектов всемирного наследия, вибрации винтов могли нанести им вред.

Кстати, в среде экспертов нет единого мнения на счет вреда от винтов, многие считают проблему надуманной, утверждая, что влияние вибрации, создаваемой при взлете и посадке вертолета, на самом деле весьма незначительно. К тому же, вибрации создает и метро, но на этом основании станции метрополитена в районе Кремля никто пока не планировал закрывать.

Как сказал нам комендант Кремля, эксперты ЮНЕСКО могут не волноваться. Сергей Хлебников заверил: разрабатываемый вариант не создаст никакой угрозы историческим зданиям и объектам на территории Кремля.

Москва

Столичные власти, которые в последние два года тратят огромные средства на борьбу с заторами, пока не рискуют делать радужных прогнозов по поводу значительного улучшения дорожной ситуации и после того, как премьер пересядет на вертолет. Тем не менее относятся к этому с оптимизмом. "Безусловно, уменьшение количества мероприятий, связанных с перекрытиями улиц Москвы в моменты передвижения официальных лиц и делегаций, может положительно отразиться на пропускной способности дорог города, - сказал "РГ" заммэра столицы по вопросам транспорта Максим Ликсутов. - Однако данная практика принята во всем мире и соответствует протоколу встреч официальных лиц. Поэтому сейчас преждевременно делать конкретные выводы. Но, безусловно, это очень позитивная информация".

Вместе с премьером сразу же собрались пересесть на вертолеты и простые граждане. В Москве с 2004 года обсуждается тема создания воздушного такси. А в 2010-м даже объявлялись примерные цены - полет до аэропорта укладывался в 60-100 долларов. В Москве не удалось реализовать этот проект, потому что над городом запрещены полеты. А вот на МКАД и в Московской области действует полтора десятка официально зарегистрированных площадок, откуда за не очень большие деньги можно перелететь, скажем, от правительства Московской области в Красногорском районе на противоположный конец МКАД - Каширское шоссе. Как рассказали "РГ" в одной из авиакомпаний, занимающихся авиаперевозками на небольшие расстояния, среди самых популярных направлений - полеты в Иваново. Место в самолете обойдется в 1700 рублей. По словам Максима Ликсутова, решение о полетах над Москвой на вертолетах должно быть принято правительством РФ. Эта идея обсуждалась Министерством транспорта России и департаментом транспорта города. После принятия соответствующих решений на федеральном уровне городские власти готовы активно прорабатывать данный вопрос.

Подготовила Светлана Батова.

Комментарий

Юрий Трутнев, помощник Президента РФ:

- Я давно увлекаюсь малой авиацией, состою в аэроклубе и летаю во всех случаях, когда это экономит время, особенно в Подмосковье. Обычно я сам арендую малый вертолет типа R-44 и сажусь за управление. Получается летать один-два раза в месяц. Мне кажется, что надо говорить о развитии малой авиации в стране в целом - не только и не столько о возможности летать для чиновников. В России, к сожалению, малой авиации не хватает для экстренных нужд: эвакуации больных, тушения пожаров, не то, что для целей личного передвижения. Ну а что касается пробок в воздухе, то даже летом рядом с Москвой очень редко увидишь на горизонте другое малое судно или услышишь радиообмен. Более широкое использование малой авиации, конечно, не решит всех транспортных проблем, но какую-то часть их остроты снимет.

Валерий Шелковников, член правления Всемирного фонда безопасности полетов, президент КАА "Безопасность полетов":

- Какая существует мировая практика организации полетов вертолетов над крупными городами? В прошлом году вышло обновленное руководство ИКАО по созданию вертодромов. Заложена новая концепция урбанизации использования вертолетов. Четко прописаны технические параметры выделенных площадок, на которые они должны садиться. В том числе оборудованных на высотных зданиях и с использованием всепогодной инструментальной системы посадки. Четко указано, что для выполнения полетов ночью вертодромы должны иметь специальные светосистемы. Лицензированием вертодромов занимаются авиационные администрации. Скажем, в США это FAA. У нас это прерогатива Росавиации.

Важная проблема - высоковольтные провода. К сожалению, столкновения с ними воздушных судов нередки. В России отсутствует практика маркировки проводов воздушной ЛЭП в зонах интенсивных полетов. Наши федеральные правила использования воздушного пространства, документы министерства энергетики определяют порядок нанесения маркировочных знаков только на опоры. А документы ИКАО предлагают, в частности, размещать специальные шары-маркеры с определенными интервалами вдоль линии электропередачи. Эти шары из пластика, диаметром шесть сантиметров. Цвет - красный, оранжевый, белый.

Такие подготовительные меры по обеспечению безопасности полетов вертолетов нужно срочно провести в крупных российских мегаполисах. Но необходимо сделать и второй важный шаг - надо срочно отменять секретное постановление правительства СССР 60-х годов прошлого столетия о закрытии воздушного пространства для полетов над Москвой, Ленинградом и Киевом, продублированное многочисленными директивами Генерального штаба. Это архаизм! В Вашингтоне, к примеру, в центре города успешно функционирует аэродром им. Рональда Рейгана с очень интенсивным движением, и всего три запретных зоны: Белый дом, конгресс и стратегический резервуар. Через Пентагон проходят схемы вылета и захода на посадку на аэродром им. Рейгана. В пределах Лондонской кольцевой дороги (аналог МКАД) расположены аэродромы Хитроу, Нортхолт, Биггин Хилл. А в самом центре Лондона, недалеко от Букингемского дворца - удобный аэродром Лондон Сити для бизнес-авиации. Мы же одним росчерком пера потеряли и Ходынку, и Тушино.

Хочу подчеркнуть и такую вещь. Безусловно, полеты над Москвой вертолетов с первыми лицами государства на борту потребуют повышения огромной ответственности и летного мастерства пилотов специального авиаотряда.

Подготовила Наталия Ячменникова.

ОПРОС "РГ"

Мировые лидеры и их вертолеты
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Авиатранспорт Госуправление