19.10.2012 00:26
Общество

За два года в России от болезней сердца умерли 2,5 млн человек

Корреспондент "РГ" научился "заводить" сердце при его внезапной остановке
Текст:  Ирина Невинная
Российская газета - Федеральный выпуск: №242 (5915)
Звучит знакомая с юности мелодия группы "Би Джиз" с символическим названием Staying Alive - "Остающийся живым", или "Выживание". Я с трясущимися руками и колотящимся сердцем в такт музыке нажимаю на грудную клетку... Не человека - всего лишь манекена. Но все равно волнуюсь. Сделав 30 толчков, запрокидываю манекену голову, зажимаю пластиковый нос и дважды выдыхаю "рот в рот". И - снова, вслух считая до 30, делаю то же самое... Оказывается, ритм песни идеален для "запуска" внезапно остановившегося человеческого мотора.
Читать на сайте RG.RU

Приборчик, подключенный к манекену-тренажеру, то и дело мигает красным: то давлю слишком сильно и рискую сломать "пострадавшему" ребра, то выдыхаю не так... Потренировавшись минут 5-10, все же "поймала" и нужную силу давления, и выдыхания. Вот только устала, как будто пробежала километра три. Но еще предстояло научиться пользоваться портативным дефибриллятором. Такие "машинки" - ярко-красные или ядовито-зеленые - можно увидеть во многих аэропортах, общественных зданиях в Европе, США, Японии. Когда закрытый массаж не помогает, электрический разряд дает пострадавшему человеку последний шанс на выживание.

Это была уже практическая часть тренинга по оказанию первой помощи человеку, у которого внезапно остановилось сердце. А перед "лабораторным занятием" наш инструктор из Российского Красного Креста Анатолий Титов популярно объясняет, зачем нужно владеть этой техникой: чтобы "оживить" человека, "дотянув" его до приезда "скорой".

Вспоминаю то страшное, с чем пришлось столкнуться мне самой. В электричке из аэропорта Домодедово пассажиру стало плохо с сердцем. Врача рядом не оказалось. "Скорая", которую вызвали к платформе в городе Домодедово, или не успела, или опоздала. На Павелецкий вокзал приехал уже труп... А вот отец моей знакомой упал в метро. К прилично одетому, явно не пьяному человеку, никто не подошел, он так и умер на перроне, среди толпы. Примерно такой же ужас пережила еще одна журналистка, тоже участвовавшая в тренинге. На ее руках в машине, стоявшей в пробке, умерла коллега из редакции, а она пыталась помочь, но не знала как.

- Большинство внезапных остановок сердца происходит вне больницы, поэтому так важно, чтобы рядом оказались люди, способные помочь, - поясняет Эрик Силтон, глобальный медицинский директор компании, дефибрилляторы которой установлены в десятках аэропортов мира.

В Европе "Скорая" приезжает всего за 7 минут, но мозг человека при остановившемся сердце умирает за 4-5 минут.

В России за два прошлых года от болезней сердца и сосудов умерли примерно 2,5 миллиона человек. Из 100 тысяч человек только от инфаркта миокарда ежегодно умирают 330 мужчин и 154 женщины. Внезапные остановки сердца, тяжелые сердечные приступы, грозящие летальным исходом, - не редкость, а повседневность. От них ежегодно умирают сотни тысяч людей - это 8-16 случаев на 100 тысяч населения. Это примерно треть всех смертей от болезней сердца. В зоне риска и дети: на уроках физкультуры при остановке сердца ежегодно не удается спасти до 12 школьников.

- Но даже в самом благоприятном случае, в стране с отлаженной медициной, "скорая" приезжает по уличному вызову в среднем за 7 минут, а мозг человека при остановившемся сердце и отсутствии дыхания умирает за 4-5 минут, - поясняет Титов. - Если же мы делаем непрямой массаж сердца и искусственное дыхание, этот срок, в течение которого кора головного мозга остается живой, можно продлить до 20-30 минут, иногда и дольше. Вот почему так важно, чтобы кто-то помог пострадавшему, "дотянув" его до приезда "скорой".

Специальное устройство - маска, похожая на респиратор или особая пленка с клапаном, - позволяющее проводить искусственную вентиляцию легких, есть (по крайней мере, должна быть!) сегодня в каждой автоаптечке. А с дефибрилляторами у нас пока негусто. Некоторые крупные компании, универмаги закупают. Но ни в школах, ни на стадионах или во Дворцах спорта дефибрилляторов нет. Как почти нет и людей, которые знают, как с этой техникой обращаться.

Вообще тут масса нюансов. Что делать сначала: бросаться к человеку или все же позвонить в "скорую"? Как проверить, дышит ли он, бьется ли сердце? Когда и как использовать дефибриллятор? Обязателен подобный курс для очень немногих. Естественно, учат студентов медвузов. Проходят тренинги спасатели, пожарные, полицейские. Но, чтобы пройти обучение обычному человеку, придется постараться и поискать. Есть курсы при Красном Кресте. Занимаются подобной учебой туристические и спортивные клубы. Анатолий Титов, по его собственному признанию, не имеет медицинского образования, а в Красный Крест пришел все по той же причине: на его глазах умер человек, которому он не смог помочь. Теперь может. И учит "мочь" других. И всегда таскает с собой в кармане специальную маску для искусственного дыхания. Просто так. На всякий случай.

Кстати

Остановка сердца стала причиной смерти фигуриста Сергея Гринькова (28 лет), хоккеистов Алексея Черепанова (19 лет) и Виктора Блинова (23 года), баскетболиста Александра Белова (26 лет). Все они погибли или тренируясь, или во время матча. На глазах многих людей.

Здоровье