18.10.2012 00:25
Культура

Андрей Максимов: Сергей Урсуляк снял свое лучшее кино

Фильм "Жизнь и судьба" по роману Василия Гроссмана стал поводом для острейших дискуссий
Текст:  Сусанна Альперина
Российская газета - Неделя - Федеральный выпуск: №241 (5914)
Первые серии нового фильма "Жизнь и судьба" по одноименному роману Василия Гроссмана канал "Россия 1" выпустил в эфир в вечерний прайм-тайм в воскресенье.
Читать на сайте RG.RU

Именно в выходной, а не в первый будний день недели. В последнее время канал поступает так все чаще с наиболее значимыми и рейтинговыми проектами (вспомним "Ликвидацию"), и эта тактика себя более чем оправдывает.

Так случилось и на этот раз. Люди 14 октября, в воскресный вечер, буквально приклеились к телеэкранам, чего не случалось уже давно. В Интернете я читала реплику о том, что совершеннолетние дети, у которых дома нет телевизора, специально пришли к родителям, где он есть, чтобы вместе посмотреть это кино. То есть телевизор на какое-то время снова выполнил функцию "объединителя семей", что показали и цифры рейтингов - "Жизнь и судьба" опередила даже весьма смотрибельное информационное шоу "Центральное телевидение" на канале НТВ. Вот цифры: в первый вечер с 21.25 до 0.20 картину "Жизнь и судьба" в Москве посмотрели 20% всей телеаудитории и около 17% по стране в целом.

И еще не успели закончиться в телеэфире первые две серии, как зрители уже начали звонить друг другу, а также выкладывать в Интернет мнения об увиденном. Порой точки зрения были диаметрально противоположны, и нетрудно предсказать, что дискуссии не утихнут еще и после окончания показа фильма - последние серии продемонстрируют в четверг вечером. Публикуем мнения мы и на страницах "РГ".

Сергей Урсуляк - режиссер картины - в интервью нашей газете на вопрос, о чем была его первая мысль, когда канал "Россия 1" предложил ему экранизировать Гроссмана, ответил: "О том, что руководство канала сошло с ума. Такой проект просто идет в перпендикуляр к тому, что показывают на том же самом канале, и к тому, чего ждет современный телезритель. Я долго подозревал канал в каких-то неведомых мне задачах, которые они будут передо мной ставить и которые я не предполагал решать. Опять же такое кино - дорогостоящее удовольствие, и я боялся, что начнется секвестрирование, попытка снять Сталинградскую битву за три копейки. Но, общаясь с руководством канала, я убедился в серьезности их намерений и в абсолютном отсутствии в их предложении второго дна".

Телеведущий и писатель Андрей Максимов высказался в своей колонке в "РГ" так:

"На мой взгляд, Сергей Урсуляк снял лучшее свое кино, и мой ему респект, что сделал он это, ориентируясь не на кинофестивали, а на меня, массового зрителя. Сделал очень светлое кино. Потому что талантливое не может быть темным. И потому, что это фильм - о людях моей Родины. О тех, кто ее спас и кто завещал нам жить счастливо".

Другие суждения о фильме у Леонида Радзиховского - он написал их в своем блоге. Вот отрывок:

"Мысли Гроссмана, как и теория тоталитарных государств (развитая, кстати, Оруэллом в "1984"), - далеко не истина в последней инстанции.

Эти мысли можно отвергать полностью или частично. Многие спорят, многие отвергают. Многие возмущаются. Многие оскорблены. Все имеют право на любую оценку - слишком это больные вопросы для нашей истории, нашего сознания.

Но это - мысли Гроссмана.

Это - суть его мировоззрения, во всяком случае это - идейный ключ к его роману.

Отлично-с.

Теперь, что же делают уважаемые экранизаторы?

ВЫКИДЫВАЮТ ИЗ РОМАНА ЭТИ МЫСЛИ, ЭТИ КУСКИ!

"Мастер и Маргарита" - без линии Иешуа.

"Анна Каренина" - без самоубийства Анны. "Преступление и наказание" - без убийства старухи.

Сильная экранизация.

Смелая.

От "Жизни и судьбы" остаются рожки да ножки - "еще один" роман о войне...

Нет, тело романа бережно сохранено, для верности набальзамировано и нам представлено. Вот с душой - беда.

Помилуйте!

Хороший фильм, кто спорит, только не про эту книгу!"

Авторитетный кинокритик Антон Долин на портале openspace.ru пишет, в частности, так:

"Кино добивается того, что не под силу литературе. Разумеется, "Жизнь и судьба" - не авторское кино для специализированного зрителя, а большой мейнстримный фильм, предельно доходчивый, хоть и не примитивный. Однако у нас мейнстрим такого художественного уровня в последний раз был замечен при СССР".

Наше кино