19.10.2012 00:34
Культура

В Москве открылась выставка эстонского фотохудожника Лауритса

В Москве открылась очередная выставка-скандал
Текст:  Татьяна Владыкина
Российская газета - Федеральный выпуск: №242 (5915)
В Москве открылась выставка эстонского фотохудожника Пеэтера Лауритса под названием "Мост туда и обратно", которая стала скандально известной задолго до открытия. Казалось бы, ничего особенного не происходит. В Москве при поддержке Посольства Эстонской Республики в Российской Федерации выставляется всего 20 лучших работ художника.
Читать на сайте RG.RU

Вообще работы эстонского художника не вызывают эстетической неприязни и отторжения. Однако за неделю до выставки российская общественность в лице известного блогера Сергея Худиева возмутилась "очередной провокацией Гельмана", полагая, что тот устраивает экспозицию "в надежде, что ее придут погромят, сделают ей паблисити, без которого, как известно, не бывает просперити". Худиева возмутила фотокартина The Final Snack remix. В полуподвальном полуразрушенном зале за огромным столом восседает честная компания из 12 человек, бомжеватого вида. Вдрызг пьяная. Блогер пишет предупредительное письмо столичному мэру: "...будет выставлена постановочная фотография, представляющая одно из наиболее почитаемых евангельских событий - Тайную Вечерю - в чрезвычайно кощунственном, уничижительном и неприличном виде. Подобное публичное действие, направленное на унижение достоинства граждан, исповедующих христианство, невозможно расценивать иначе, чем сознательную провокацию, имеющую целью нарушить общественный мир и вызвать столкновения". И просит предупредить провокацию. Галерист Марат Гельман в своем блоге пытается отбиться от нападок нелюбителей современного искусства, объясняя: "Здесь обыгрывается не Христос с апостолами, а КОМПОЗИЦИЯ фрески...", "Поверьте речь идет именно о Леонардо, а не о вере".

- Мне кажется, это какой-то морок, - сказал "РГ" Марат Гельман, - одна из выставочных работ повторяет работу Леонардо да Винчи. Некоторым показалось, что это кощунство.

комментарий

Что хотел сказать Пеэтер Лауритс?

Тот горячий протест, который продемонстрировали москвичи против картины эстонского фотохудожника Пеэтера Лауритса "Тайная закуска, ремикс", кажется неоправданно раздутым. Работа, оказавшаяся в центре скандала, была создана в 2003 году, когда ее автор, сбежавший из цивилизованного эстонского общества на хутор под Выру, в Южной Эстонии, экспериментировал в жанре дигитального монтажа.

Конечно, фотограф-отшельник прекрасно знал, чем и как живет его родная страна, от чего ему захотелось скрыться в лесу. В общем-то, как мне кажется, в своей "Тайной закуске" он аллегорически изобразил жизнь современной Эстонии. По большому счету это штрихи к портрету эстонского общества, которое разъедает цинизм и лицемерие, где потеряны идеалы и отсутствует вера. А сходство сюжета с "Тайной вечерей" Леонардо да Винчи только усугубляет эту аллегорию: вон смотрите, кто приходит к нам в обличье праведников, словно говорит нам автор.

Игорь Тетерин, Таллин

Арт