"Планета" отвечает образами, призраками, фантомами и просто скандалами. Чаще всего именно скандалами. Но вот, поди же, давно не приходилось быть свидетелями такого завихрения эмоций по поводу художественного события, как это случилось в связи с сериалом "Жизнь и судьба" Сергея Урсуляка.
***
Независимо от Гэллапа, он стал гвоздем минувшей недели, а, возможно, и всего сезона. Не помню другого случая, когда телезрители по ходу повествования меняли бы свое отношение к нему с минуса на плюс и в том признавались. Не все, разумеется, меняли, и не все, конечно же, признавались...
Споры в основном идут о тех страницах романа, что не попали на экран: о советском и нацистском концентрационных лагерях, о холокосте, о размышлениях по поводу сродства советского и нацистского режимов, о пропавших сюжетных линиях и о том, что зритель недосчитался на экране важных для себя героев.
Особенно много было сетований по поводу отсутствия на телеэкране коминтерновца Мостовского и нациста Лисса и их диалога, в котором последний признается: "Вы - наши учителя".
В этой реплике декларируется - не только сходство режимов, но и приоритет сталинского тоталитаризма перед тоталитаризмом гитлеровским.
Да, эти вивисекции заметно смикшировали антисоветский пафос романа.
Тема смикширована, но она не пропала. Просто она отодвинулась на второй план. Зато резче проступил мотив сходства жизни за колючей проволокой и мнимой свободой - перед оной.
Коммунист с дореволюционным стажем Крымов - зек. Ученый-физик Штрум - у себя дома, в тепле, в семье, среди друзей и коллег. Но обоих ломают и унижают. Одного - физически. Другого - морально. Оба в конце концов подписали лживые бумаги, и каждый расписался в предательстве по отношению к себе. Крымов - кровью. Штрум - мукой совести.
У каждого из них за спиной оказалась своя лично проигранная битва за Сталинград.
Проиграл, как мы сегодня знаем, и советский режим право на судьбу.
Тогда, в Великой Отечественной войне, устояла, несмотря на гигантские потери, Человечность. Об этом, в сущности, роман Василия Гроссмана и фильм Сергея Урсуляка.
***
Показ сериала завершился в четверг, и сразу стало пусто на телеэкране без героев Гроссмана. Но, как известно, свято место пусто не бывает.
НТВшники сосредоточились в это воскресенье на Николае Баскове. Хотя в субботу они мягко постелили ему программой "Луч света", где телеведущая всю дорогу льстила "натуральному блондину". Правда, в какой-то момент девушка обмолвилась: "Говорят, шоу-бизнес такое "г...".
Какое оно - "г...", было показано в новом видеопродукте НТВ "Правда и ложь Николая Баскова".
Итак, следуя за авторами...
Правда: отец он скверный, голос у него неважный, оперный певец - никакой... Брал какую-то ноту с огнетушителем в руках (для тяжести), припомнил его партнер из Большого театра.
Человек он - не скромный, обожает самопиариться, засвидетельствовал критик Соседов. Слишком ревнив к славе Киркорова - это уже общее мнение.
Ложь: все его романы с первыми красавицами - от сказительницы Федоровой и до балерины Волочковой, включая дочку оперной дивы Монтсеррат Кабалье.
Ничего этого не было и быть не могло - уверяет закадровый голос.
Вывод: Басков - гей.
Для толпы - это как Басков-предатель, иностранный агент. А все его демонстративное женолюбие, по мысли создателей "продукта", - легенда, крыша и чистый расчет, чтобы не потерять привязанность женской аудитории.
Вопрос, может быть, и праздный, но все-таки любопытный с точки зрения медиатехнологии: как эта "правда" вперемешку с "ложью" отразится на популярности поп-царя. Не факт, что отрицательно. Не удивлюсь, если преумножит ее. Тут ведь такое дело: большая популярность - не то же самое, что высокая репутация. Одна другой может и не стать помехой.
...На пользу девушкам из группы "Стрелки" оказалось громкое преступление майора Евсюкова трехлетней давности. Группа, которая какое-то время отсутствовала в поле зрения любителей попсы, возродилась под новым названием - "Перестрелки". Вернулась в нее и жена Евсюкова, о чем поведало "Центральное телевидение" в воскресном выпуске.
Ведущий Вадим Такменев, тяжело переживший кончину Эмманюэли (она для него целая эпоха), предупредил меня как зрителя, что я неправильно могу его понять.
Нет, отчего же, я его правильно понял. И надеюсь, не я один.
Был на минувшей неделе и другой пиар-ход, правда, не на телеэкране, а в радиоэфире. Диджеи "Маяка" сначала весело поглумились над тяжело больными, а потом последовало разъяснение, что это было сделано для привлечения внимания общественности к борьбе с опасным недугом.
***
В разрушенном до основания Сталинграде, если верить Гроссману и Урсуляку, Человечность устояла. Способна ли она отстоять себя сегодня на ТВ?..