Первые жалобы на кладбищенских косолапых поступили в полицию вскоре после того, как в конце сентября на окраине кладбища были обнаружены восемь… человеческих ног. Исследовавшие останки эксперты пришли к выводу, что конечности отсечены хирургическим методом. Правда, кто и где это сделал, не ясно до сих пор. По информации старшего помощника руководителя следственного управления СКР по Костромской области Ольги Вакуровой, на сегодняшний день установлены две организации, у которых с костромскими больницами был заключен договор на утилизацию отходов, но какая из них прибегла к столь варварскому способу, пока не выяснено - ведутся следственные действия.
Увы, в октябре на этом же месте была найдена еще одна нога, тоже отсеченная медиками. По словам начальника отдела информации и общественных связей регионального УМВД Валерия Вехова, кроме человеческих конечностей, на свалке медицинского мусора возле кладбища были обнаружены хирургические перчатки, медицинские фартуки, другие оставшиеся после операций одноразовые предметы со следами крови. И прямо к этой свалке вели медвежьи тропы, протоптанные в камышах.
Рядом с кладбищем расположена деревня, жители которой ходят через погост на остановку общественного транспорта, поэтому именно они и увидели косолапых первыми. Со слов очевидцев, на место последнего упокоения жителей Костромы повадились взрослый медведь-самец и медведица с годовалым медвежонком. Одна пожилая женщина якобы даже столкнулась с медведем нос к носу, после чего полностью поседела. А кладбищенские копачи рассказывают, что будто бы даже держали медвежонка на руках.
После появления информации о медведях на кладбище были мобилизованы все экстренные службы. В результате выяснилось, что "точек притяжения" для медведей на городском кладбище предостаточно.
- К сожалению, у наших людей есть привычка превращать территорию вокруг кладбищ, а также сами кладбища в свалку, - сетует начальник управления по охране и использованию объектов животного мира и водных биологических ресурсов регионального департамента природных ресурсов и охраны окружающей среды Сергей Простов. - В нашем случае медведи повадились на сладости, которые посетители оставляют на могилах, но главным образом - на несколько крупных свалок возле кладбища. Никаких могил они, конечно, не разрывали.
Притягательными для мишек стали десяток кем-то брошенных 50-70-килограммовых мешков с просроченным полуфабрикатом для приготовления джема, гора опилок, оставшаяся от деятельности пилорамы (в опилках с годами заводятся червячки и жучки, которыми питаются медведи), ну и, видимо, те самые медицинские отходы, источавшие приятный для медведей гнилостный запах.
Чтобы выследить зверей, костромским охотникам пришлось установить на кладбище дежурство. Как рассказал Сергей Простов, выслеженного медведя-самца охотники пытались прогнать при помощи собак и шумовых эффектов, но он на следующий день вернулся. Поэтому на окраине кладбища пришлось организовывать так называемую приваду - раскладывать медвежье лакомство, а потом стрелять на поражение. Так и поступили.
Между тем контроль за кладбищем со стороны охотников продолжается. Судя по следам, сейчас туда наведывается один медвежонок. Как с ним поступить - вопрос сложный. По словам Сергея Простова, все это, конечно, трудно назвать охотой, и стрелять в медвежонка у охотников желания нет. Но все будет зависеть от ситуации. Если по-другому отвадить его не получится - придется стрелять.
Сейчас места кладбищенских свалок рекультивированы и присыпаны хлоркой. Горожанам и населению расположенных рядом с кладбищем населенных пунктов рекомендовано пока не посещать погост в одиночку, а также в вечернее время.