- Не будем себя обманывать: метро в Уфе не появится. Опыт показал, что "подземки", построенные в других городах-миллионниках, экономически невыгодны. На их содержание уходят огромные бюджетные средства. Тарифы на проезд в несколько раз ниже себестоимости поездок, - сообщил Ирек Ялалов. - Уфе необходимо выбрать альтернативные варианты - скоростной трамвай, легкое метро или метробус. По своим характеристикам метробус приближается к метрополитену, но обходится на порядок дешевле.
Помочь реализовать эти планы готова турецкая компания. Ее представители побывали в столице Башкортостана и пообещали создать интерактивную модель линии метробуса с учетом всех особенностей транспортной инфраструктуры города. Однако в каком году уфимцы и гости города смогут с ветерком прокатиться на новом виде транспорта, еще не известно.
Необходимость совершенствования дорожной и транспортной инфраструктуры Уфы появилась, конечно, не вчера. С каждым днем дорожная ситуация усложняется, и никого не удивит, если в один далеко не прекрасный день миллионный город встанет в пробках. Даже постоянное расширение проезжей части улиц и масштабный дорожный ремонт, предпринимаемый властями, проблему решить не в состоянии.
Однако проведение саммитов ШОС и БРИКС в столице Башкортостана в 2015 году потребовало от властей искать новые пути - в прямом и переносном смыслах. В частности, мэрии придется определить, что делать с печально известным долгостроем - тоннелем под улицей Менделеева, которым предполагалось соединить две федеральные трассы - М-5 и М-7. Недавно этот вопрос обсуждался на совещании у президента РБ Рустэма Хамитова, посвященном развитию дорожной инфраструктуры города. Тоннель начали строить еще в 1992 году, надеясь завершить его через 9-10 лет. Но прошло уже 20, а работы не выполнены даже наполовину.
- Сметная стоимость объекта в ценах 1991 года составляла почти 247 миллионов рублей. Из республиканского бюджета с учетом различных коэффициентов подрядчикам было выплачено более полутора миллиардов рублей. В ценах 2008 года это соответствует примерно пяти миллиардам рублей, - уточнил Ирек Ялалов.
Объект заморозили много лет назад, но он продолжает требовать финансовых вложений. Ежегодные затраты на поддержание тоннеля в безаварийном состоянии до сих пор составляли 120 миллионов рублей, а на следующий год вырастут до 200 миллионов. Доводить до конца работы или нет - вот главный вопрос. Реализация первого варианта в сегодняшних ценах обойдется в десятки миллиардов рублей. Потому что в комплексе с тоннелем также запланирован мост через Уфимку, выходящий на обрывистый берег. Объект невероятной сложности, на высоких опорах, как через ущелье в Швейцарии. И невероятной дороговизны. К тому же проект требуется заново утвердить, потому что он уже не соответствует изменившимся за эти годы строительным нормам и правилам, а это снова немалые деньги и как минимум полтора года согласований.
Остается только предполагать, почему в 1990-е годы был выбран именно такой вариант смычки двух федеральных автодорог, хотя, по словам Ирека Ялалова, предлагались "более щадящие в смысле денег проекты, не предусматривавшие строительства тоннеля". Над тем, что делать с таким "наследством", сейчас думают эксперты различных проектных институтов.
- Мы изучали этот проект, - отметил руководитель одного из них Сергей Плеханов. - Он сложный и с точки зрения технической реализации, и финансирования.
По его словам, специалисты института рассматривали возможность поэтапного строительства - отдельно тоннеля, отдельно моста. Однако глава государственной компании Росавтодор Сергей Кельбах уверен, что проект фактически нереализуем.
- Его нельзя расчленить и вводить по этапам. Он либо работает целиком, либо не работает вообще, - сказал он.
Кельбах обратил внимание не столько на техническую сложность, сколько на слишком высокую удельную себестоимость объектов, в свое время не прошедших даже внутреннюю экспертизу Росавтодора по включению в перечень инвестиционных проектов.
- Даже в те времена это была безумная затея. Дальше тянуть нельзя, надо принимать решение, - выразил позицию региональных властей Рустэм Хамитов.
Глава региона предложил городским властям сделать это до конца 2012 года, назвав проект "чемоданом без ручки", который и нести невозможно, и бросить жалко. Одним из наиболее вероятных выходов из ситуации называлась обратная засыпка тоннеля, что обойдется в два миллиарда рублей.