23.10.2012 21:00
Экономика

В Самаре разработали меры поддержки регионов при вступлении России в ВТО

Текст:  Ирина Чечурина (Самара)
В Самаре под председательством Валентины Матвиенко прошло расширенное заседание комиссии Совета Федерации по мониторингу участия России в ВТО и Таможенном союзе.
Читать на сайте RG.RU

Еще до начала пленарного заседания глава Совфеда встретилась со специалистами самарского ЦСКБ "Прогресс", где не только высоко оценила трудовые успехи крупнейшего аэрокосмического предприятия страны, но и с горечью посетовала, что давно не видела такого неблагоустроенного города как Самара: "Разбитые дороги, обилие пивных ларьков. Такое ощущение, что в городе нет хозяина". А потому, по мнению спикера, вхождение нашей страны в ВТО нужно начинать не только с совершенствования законов, кредитной системы и новых технологий, но и с психологии людей…

Обо всем этом и шла речь на тематических круглых столах, а затем и на пленарном заседании, посвященном рискам и перспективам развития региональной промышленности и АПК в новых экономических условиях. Кроме Валентины Матвиенко в нем приняли участие полпред президента РФ в ПФО Михаил Бабич, федеральные министры и сенаторы, главы областей и республик, входящих в Приволжский федеральный округ.

- Вступление нашей страны в ВТО - это наиболее болезненная тема для регионов. Особенно актуален этот вопрос для Приволжского федерального округа, где расположены 85 процентов автостроения страны, 65 процентов авиастроения, 40 процентов нефтехимии, 30 процентов судостроения и оборонно-промышленного комплекса. Мы этим гордимся, но с другой стороны - все эти отрасли являются импортозамещающими, и поэтому требуется как можно скорее адаптировать их к новым экономическим условиям, чтобы получить те плюсы, которые возникают у страны в связи со вступлением в ВТО, - заявил Михаил Бабич.

Напомним, что подготовка России к вступлению в ВТО велась на протяжении 18 лет. И сегодня вопрос "Надо или не надо было туда вступать", как отмечали все собравшиеся, уже не актуален: шаг сделан и надо в ускоренном темпе делать следующие. Или, как грустно пошутил губернатор Кировской области Никита Белых, "надо защищать не вклады, а вкладчиков", чтобы успеть ощутить плюсы интеграции в мировую экономику, прежде чем она погубит неконкурентоспособные отечественный АПК и промышленность.

- Конкретные шаги по защите экономики предпринимаются на федеральном уровне: идет работа над законопроектами "О промышленной политике", "О стратегическом государственном планировании", созданы 25 территориальных инновационных кластеров, 9 из которых расположены в ПФО. Но параллельно с этим каждый субъект Федерации должен подумать о защитных мерах на своей территории. И все предложения глав регионов, высказанные в ходе сегодняшнего "мозгового штурма", будут доведены Советом Федерации до президента и премьер-министра, - заверила Валентина Матвиенко.

Кстати, решение провести заседание по данной теме именно в Самаре не случайно. Здесь, как в капле воды, отразились все существующие проблемы, связанные со вступлением России в ВТО. Если в соседних регионах "рискованных" отраслей найдется две-три, то в Самарской губернии практически все сегменты экономики нуждаются в адаптационной поддержке государства.

По словам губернатора Самарской области Николая Меркушкина, лучше всего к работе в новых условиях подготовился АвтоВАЗ, который начал модернизацию своих производств еще в кризисные годы. А вот такие флагманы региональной экономики, как нефтехимические и аэрокосмические предприятия, если не будет новых технологий и научных разработок, уже в ближайшие пять лет начнут сдавать свои позиции.

Компетентно

Валентина Матвиенко, председатель Совета Федерации РФ:

- Сегодняшнее заседание показало, что уровень подготовки регионов к условиям жизни в ВТО очень разный.  Одни главы субъектов РФ уже предлагают проработанные решения, другие только задумываются над этим процессом. Поэтому Совет Федерации все больше принимает на себя функции по сотрудничеству с регионами и решению их проблем. Одна из главных задач сегодня - это разъяснять те условия, на которых Россия вступила в ВТО. Нужно переложить многочисленные тома в настольную книгу на понятном языке, которая была бы под рукой у каждого главы региона и руководителя предприятия и объясняла, как, не нарушая требования ВТО, разрабатывать региональные программы по адаптации экономик, как минимизировать первоначальные риски и угрозы.

Игорь Комаров, президент ОАО "АвтоВАЗ":

- Начиная формировать программу развития АвтоВАЗа еще в 2010 году, мы ориентировались на то, что Россия вступит в ВТО. Наша задача - быть конкурентоспособными с теми производителями, которые организуют производство в России и за рубежом. И в этом плане мы видим основные риски даже не в конкуренции с производителями новых автомобилей, а с импортом подержанных машин. Поэтому все вопросы, связанные с механизмом поддержки российских автопроизводителей, рассматриваются на федеральном уровне. Одна из таких важных и уже принятых мер защиты - введение утилизационного сбора.

Экономика Самара Средняя Волга Совет Федерации