24.10.2012 00:50
Власть

Эксперт: Главным методом политической борьбы стало умение договориться

Осенние избирательные кампании и создание партийных альянсов
Текст:  Николай Миронов (гендиректор Института приоритетных региональных проектов)
Российская газета - Федеральный выпуск: №245 (5918)
Создание многочисленных партийных альянсов стало важной особенностью осенних избирательных кампаний в регионах России. И "старые", и новые, то есть созданные этим летом, партии выступили на выборах в различных тактических конфигурациях.
Читать на сайте RG.RU

Массовое появление альянсов говорит о смещении центра тяжести в российской политике с агитационно-технологического к дискуссионно-идеологическому полюсу. Это свидетельствует о вполне здоровом развитии политической системы в России. Важной чертой всех кампаний стало то, что из предвыборной гонки кандидатов искусственно не исключали, всем дали возможность равноправного участия в выборах. Главным методом политической борьбы стало не административное давление на оппонентов, а умение договориться, консолидировать основные силы вокруг лидера.

Так, на губернаторских выборах все союзы тяготели к фигурам кандидатов - фаворитов гонки (ими во всех регионах были действующие губернаторы). Договоренности между партиями помогали главам субъектов Федерации консолидировать элиты регионов, а оппонентам - решать другие политические задачи. Так, в Амурской области три партии - "Единая Россия" (от которой был выдвинут губернатор Олег Кожемяко), КПРФ и ЛДПР еще на стадии сбора подписей за кандидатов договорились "о ненападении". Договоренности были достигнуты и с эсерами. Лидерство действующего губернатора не оспаривалось, у него были хорошие рейтинги. Реально конкурировать с ним было попросту некому. В итоге оппозиционные партии использовали избирательную кампанию, чтобы набрать имиджевые очки, консолидировать свой электорат. Они сдержанно критиковали власть, выдвигали новых кандидатов с целью "засветить" их и решали другие задачи.

Похожей на амурскую стала белгородская губернаторская кампания. Высокий авторитет главы региона Евгения Савченко делал конкуренцию с ним проблематичной, в итоге был заключен партнерский союз между основными партиями. Стабильность была сохранена, а оппозиционные партии в ходе кампании решили свои имиджевые и иные задачи.

В Новгородской области в альянс вступили "Единая Россия", эсеры, либерал-демократы и "Патриоты России". Они также объединились вокруг действующего губернатора Сергея Митина. Основой договоренностей стали, помимо репутационных плюсов, места в правительстве региона и участие в выборах в гордуму в 2013 году. Конфликтной в кампании оказалась роль коммунистов, переживавших в регионе внутренний кризис. "Фронда" лидера новгородского КПРФ Ольги Ефимовой успехом не увенчалась, хотя и внесла в кампанию негатив. Но раскола элиты не произошло, она была успешно консолидирована лидером региона.

Менее спокойной оказалась губернаторская кампания в Рязанской области. Здесь наблюдались внутриэлитные конфликты, которые на первом этапе вылились в соперничество кандидата-единоросса, губернатора Олега Ковалева, и кандидата от "Патриотов России" Игоря Морозова. Им удалось договориться, политическое лидерство Ковалева подтверждено, раскол был временно преодолен. Основой альянса стало планируемое назначение Морозова в Совет Федерации. На втором этапе кампании соперничали единороссы, коммунисты, либерал-демократы. Заключенный между ними на начальной стадии пакт по сути распался. Несмотря на победу губернатора Олега Ковалева, политические противоречия в регионе сохранились, что может негативно сказаться при проведении городских выборов в Рязани в 2013 году. У политических лидеров региона есть чуть меньше года, чтобы консолидировать элиту (возможно, сформировав коалиционное правительство) и преодолеть противоречия.

В Брянской области сложилось два альянса - один вокруг действующего губернатора Николая Денина, второй - вокруг его оппонента на выборах коммуниста Вадима Потомского. В первый вошли "Единая Россия" и ЛДПР, основой договоренностей опять же стало сенаторское кресло для кандидата от ЛДПР. К альянсу также де-факто примкнуло "Яблоко". Вадим Потомский, реально боровшийся за губернаторское кресло, объединил в тактический союз коммунистов и "обиженных" эсеров - их кандидат не был зарегистрирован на выборах. Создание двух конфликтующих союзов в Брянской области не означало раскола в региональной элите, так как Вадим Потомский был "варягом". Консолидация элиты вокруг Николая Денина помогла ему победить на выборах с серьезным отрывом.

На региональных парламентских и муниципальных выборах альянсы между партиями были пестрыми и многочисленными. При этом общероссийских "магистральных" альянсов пока не возникло, но были заметны устойчивые идеологические союзы, которые скорее всего получат развитие в 2013-2016 годах.

Наиболее близки оказались "Единая Россия" и ЛДПР, наблюдалось тяготение "новых" малых партий к более сильным центрам - в том числе к "Единой России". В отдельных случаях договоренности возникали между партией власти и КПРФ. Так, в Краснодарском крае, где избирали региональный парламент, договорились о "ненападении" единороссы и либерал-демократы, фактически в этом же пакте оказались коммунисты. Активными оппонентами партии власти здесь выступили "яблочники", сосредоточившиеся на экологической повестке (в связи с крымскими событиями). Конкуренцию им составили "зеленые".

Новые партии, такие как "Коммунисты России", "КПСС" и т.д., выступали партнерами "Единой России", что было их основной тактикой почти во всех регионах страны, но наблюдались и исключения. Так, в Северной Осетии, где конкуренция была между "единороссами" и "Патриотами России" (с явным прицелом на выборы главы региона в 2015 году), в союзе с последними были "Зеленые" и "Партия Пенсионеров".

На городских выборах в Барнауле (Алтайский край) была попытка создать оппозиционный альянс, в который вошли коммунисты, эсеры, "яблочники" и РПР-Парнас. Последняя делала ставку на регион, так как из него родом Владимир Рыжков, лидер партии. "Единороссы" блокировались с либерал-демократами. Альянс оппозиции оказался не очень результативным, большинство в гордуме завоевала "Единая Россия", проведшая активную кампанию. Тем не менее РПР-Парнас смогла преодолеть 5-процентный барьер и получила мандат в Думе.

На прошедших выборах обращали на себя внимание появившиеся альянсы системных партий с "внесистемной оппозицией", а также их участие в протестных мероприятиях. Например, в Калининграде "Левый фронт" Сергея Удальцова блокировался с коммунистами и эсерами. В Твери коммунисты, эсеры, "яблочники" участвовали в "Марше Миллионов" (собравшем около 200 человек). В Химках, где радикалы активно раздували скандал и использовали различные провокации, "Яблоко" поддержало оппозиционного кандидата Евгению Чирикову. В Краснодарском крае "Яблоко" организовывало протестные акции, используя приемы и терминологию "Оккупая". Опять же "Яблоко" добивалось визита Чириковой на Сахалин, где проходили выборы в областной парламент (но поездка в итоге не состоялась).

Это показывает, что традиционные оппозиционные партии нащупывают почву для более активной "игры" на радикальном политическом поле. Данная тактика создает множество рисков, прежде всего репутационных. Кроме того, как показывает исторический опыт, заигрывание системных политиков с "внесистемными" редко оканчивается для них успехом, в силу готовности радикалов к любым, в том числе провокационным и деструктивным действиям.

В целом, по итогам осенней кампании можно сделать прогноз о том, что блокирование партий в ближайшие годы станет одной из основных практик политической борьбы. Причем следует ожидать и формирования постоянных, стратегических союзов, особенно среди малых партий (например, в экологическом секторе).

Системным оппозиционным партиям, в силу того, что они уже глубоко "укоренились" в региональных элитах, отражают стабильные группы внутри нее, будет сложно объединиться между собой. Однако они могут стать центрами притяжения для небольших партий. Наконец, можно спрогнозировать постепенный переход на поле радикалов маргинализирующихся партий, например, эсеров (конечно, если партия не пойдет на коренное обновление).

"Единая Россия", как пока что единственная сила в регионах, способная консолидировать элиту, останется главным арбитром в игре и будет привлекать малые партии. В тактические союзы с ней будут вступать традиционные оппозиционные партии.

Между тем, выборы в некоторых регионах показали расколы внутри элиты, отразившиеся и на партии власти. Сохранялись конфронтации между городскими и региональными элитами. Это происходило, например, в Калининграде. В Курской области наблюдались и наблюдаются противоречия на областном уровне, среди лидеров региона. В итоге - далеко не идеальные результаты у "Единой России" на городских выборах (около 47% у "ЕР" и почти 22% у коммунистов, один из самых высоких их показателей по регионам).

Такие ситуации указывают на существование системного риска. Раскол между сегментами правящей в регионе элиты приводит к расколу и в партии власти. А при ее системообразующей роли это угрожает политической стабильности в регионе. Очевидно, нужно искать пути "примирения" групп.

Большую роль в будущих кампаниях может сыграть Общероссийский народный фронт - широкая коалиция конструктивных сил, объединенных вокруг политической программы президента Владимира Путина. ОНФ представляет собой новую форму альянса, в который могут входить идеологически оппонирующие друг другу общественно-политические группы, разделяющие общую цель Фронта - реализацию "надфракционной", общенациональной программы.

На прошедших выборах примером успешного альянса в рамках ОНФ стал союз единороссов и "Патриотов России" в Рязанской области. В 2013-2016 годах коалиций под флагом Фронта будет значительно больше. Причем в них войдут не только партии, но и общественные организации и движения.

В целом, активное создание альянсов на выборах показало, что изменился подход основных игроков к самой природе избирательной кампании. При таком росте политической культуры следует обсудить вопрос о возвращении в законодательство института "избирательных блоков" - на региональных и муниципальных выборах. Они могли бы стать механизмом для консолидации элит и электората, дали бы возможность малым партиям проходить в парламенты, набираясь политического веса и опыта, позволили бы создавать общественно-политические коалиции, в том числе в рамках ОНФ.

Позиция