24.10.2012 00:40

В долгосрочную программу деятельности "Автодора" вносят изменения

Платные дороги, тарифы, законодательство
Текст:  Татьяна Игорева
Российская газета - Федеральный выпуск: №245 (5918)
В долгосрочную программу деятельности госкомпании "Автодор" вносят изменения. В частности, предусмотрено ускорение строительства автобанов к чемпионату мира по футболу 2018 года. Речь идет о переносе сроков ввода платной магистрали "Москва - Санкт-Петербург" и завершения реконструкции трассы М-1 "Беларусь". Как стало известно "РГ", на этой неделе одним из вопросов в повестке дня правительства значится как раз рассмотрение итогов деятельности госкомпании и корректировка ее программы до 2019 года.
Читать на сайте RG.RU

В программу предлагается включить строительство транспортных развязок к "Сколково" на трассе "Беларусь", чтобы участники саммита G8 и местные жители не стояли в пробках во время его проведения в 2014 году. Под этот проект госкомпания запланировала расходы в четыре миллиарда рублей на 2013 - 2014 годы. Строительство первой секции Центральной кольцевой автодороги (ЦКАД) на юго-западе Подмосковья также включено в новые планы госкомпании. Автодор также намерен продолжить строить участки ЦКАД от платной трассы на Питер до М-7 "Волга" и от нее до М-4 "Дон". При этом затраты бюджета увеличиваться не будут - "дельта", необходимая на ускоренную реализацию проектов, будет привлекаться за счет внебюджетных инвестиций.

Дороги начали реконструировать и строить активно, это подтверждают и эксперты, и обычные автомобилисты, но грандиозные планы тормозятся рядом провалов в законодательстве. Не секрет, что выкуп земли для строительства трасс стал очень прибыльным бизнесом для земельных спекулянтов, а для федерального бюджета большой финансовой нагрузкой. Поэтому на заседании правительства дорожники намерены поставить вопрос о необходимости сокращения процедур изъятия земельных участков.

Для пользователей дорог более интересен вопрос о прозрачности расчета тарифа на проезд по платным дорогам. И для этого предлагается утвердить методику расчета их максимального размера. За проезд по хорошей дороге и платить придется больше. Хотя статистика говорит о том, что трафик на платных участках по сравнению с прошлым годом вырос всего на 25 - 30 процентов. Многие же автомобилисты предпочитают платить за скорость, безопасность и комфорт, чем ехать с ограничениями.

комментарий

Михаил Блинкин, директор Института экономики транспорта и транспортной политики ВШЭ:

- Пользователи дорог катастрофически недоплачивают за их содержание даже с учетом всех налогов, в том числе и акцизов на бензин. Поэтому вопрос о том, что при проезде по платным дорогам автомобилист переплачивает, не стоит вовсе. В Европе платные дороги очень популярны. Например, во Франции 9 тысяч километров коммерческих трасс. Платные скоростные автобаны там предназначены для дальнего транзита, дальнобойщиков, туристических автобусов.

А у нас, в России, немного другая ситуация, которая сложилась не в один день. По "вылетным" трассам едут все - и грузовики, и дачники. И освободить любителей грядок от проезда по платной дороге, увы, не представляется возможным. Они являются такими же пользователями, как и все другие.

Существует и другая проблема. При реконструкции трасс для повышения скоростного режима и безопасности дорожного движения идет закрытие одноуровневых пересечений с местной сетью автомобильных дорог. Это вызывает возмущение: "почему закрыли въезд, я всегда здесь выезжал", несмотря на то что возможность выездов через местную сеть на федеральную трассу осталась. Но сохранить все местные примыкания, которые были до реконструкции, просто невозможно. Тогда дорога перестанет быть автомагистралью. И это вопрос не правовой, а технический. Причем платными либо бесплатными будут реконструированные участки, значения не имеет, все зависит от технической категории автомобильной дороги.

Понятно, что платные трассы в России пока еще диковинка. И скопление автомобилей на платежных терминалах по выходным связано с пока еще небольшим числом автомобилей, оборудованных электронными средствами оплаты. Когда количество транспортных средств, оснащенных ими, увеличится, то заторов у терминалов не будет. Уже сейчас автомобилистам, купившим транспондер, открыта "зеленая волна" при проезде через пункт оплаты. Для них открыты отдельные полосы. Но надо учесть, что поток транспорта большой и затруднения в движении возникают из-за перегрузки всей дорожной сети рядом со столицей.