Впрочем, Онищенко, как говорится, начал первым. Комментируя в радиоэфире проект антитабачного закона, который правительство на днях намерено внести в нижнюю палату парламента, глава Роспотребнадзора поставил депутатам ультиматум: если Дума не примет этот закон, то Онищенко как гражданин поставит вопрос о ее роспуске. Эта угроза заставила председателя Комитета Госдумы по бюджету и налогам "единоросса" Андрея Макарова усомниться в адекватности Онищенко. Хотя Макаров признался, что лично он "глубоко убежденный сторонник" этого закона и действительно считает, что надо максимально запретить курение табака". Попытка госчиновника взять депутатов на испуг возмутила и коммуниста Николая Коломейцева. Онищенко, по его словам, конечно, избиратель, но он еще и представитель исполнительной власти. "А если руководитель агентства хочет заниматься политикой, то ему надо уйти из правительства", - сказал Коломейцев. Однако спикер Госдумы Сергей Нарышкин, заметив, что давно и хорошо знает Геннадия Онищенко и ценит его работоспособность и профессиональные знания, спикер предположил, что "очевидно, в понимании того, что такое правовое государство и как формируются и функционируют его основные институты, у Геннадия Григорьевича есть пробелы". Нарышкин обещал дать чиновнику "соответствующие пояснения".
А то, что не только спикер, но и другие депутаты умеют ценить профессионализм госслужащих, занимающих высокие руководящие должности, получило подтверждение на вчерашнем пленарном заседании. Палата приняла в первом чтении президентский законопроект, который позволяет федеральному чиновнику высшего звена оставаться на службе и после достижения им 65 лет. По решению президента РФ гражданскому служащему, замещающему должность категории "руководители", относящуюся к высшей группе должностей, срок гражданской службы может быть продлен еще на пять лет. Естественно, при согласии самого чиновника.
Большинству депутатов законопроект, позволяющий сохранить на гражданской службе высококвалифицированные руководящие кадры, понравился. Правда, они засомневались, нужно ли президента "нагружать". Пусть непосредственный руководитель этого госчиновника и решает, оставить его на службе или нет. Однако полпред президента в Госдуме Гарри Минх напомнил думцам, что по действующему закону сейчас президентом назначаются все судьи, начиная с районного. "И это работает", - заметил Минх.
Депутаты не спорили, но посетовали, что пребывание у власти губернатора ни по возрасту, ни по здоровью не ограничено. И удивились, почему это прежний президент говорил об омоложении руководящих кадров, а нынешний выступил с инициативой о продлении срока. Минх понял намек и объяснил депутатам, что действие законопроекта не распространяется на выборные должности. А на пост губернатора или президента люди приходят как раз через выборы. И тут уж решение за избирателями.
"Справоросс" Михаил Емельянов заметил, что законопроект отражает плохую тенденцию - российская элита стареет. "Нужно создать инструменты естественной ротации элиты. Иначе может возникнуть застой", - заявил Емельянов. А депутат ЛДПР Дмитрий Савельев предложил проводить медосвидетельствование тех, кому будет продлен срок службы. Однако Гарри Минх считает, что для этого случая более подходит диспансеризация, которая и определяет, годен или не годен человек к службе по медпоказаниям. А "медосвидетельствование - карательный термин", использовать его для госслужащего, который не совершил ничего противоправного, некорректно.
Для тех же, кто совершает противоправные поступки, у депутатов вчера был другой законопроект - с правительственными поправками в Уголовный и Уголовно-процессуальный кодекс, которые предусматривают наказание за незаконное получение сведений, составляющих гостайну. Если государственные секреты добыты путем похищения, обмана, подкупа, шантажа, принуждения или угрозы применения насилия, то виновника ждет штраф от 200 тысяч рублей до 500 тысяч. Или лишение свободы до четырех лет. За групповщину в этом деле, да еще с применением насилия, с причинением тяжких последствий или использованием спецсредств, предназначенных для негласного получения информации, свободы не видать уже от трех до восьми лет. Во втором чтении новую для УК статью "о шпионах" дополнили еще и такими квалифицирующими признаками, как наступление тяжких последствий, распространение сведений, составляющих гостайну, либо с перемещением носителей таких сведений за пределы России.