24.10.2012 00:40
Экономика

Требования к покупателям Архангельского тралового флота огласят на днях

Росимущество сделает инвесторам предложение о покупке тралового флота
Текст:  Елена Кукол
Российская газета - Столичный выпуск: №245 (5918)
В ближайшие несколько дней станут известны предварительные требования к потенциальным покупателям крупнейшего и единственного 100-процентно государственного предприятия российской рыбопромышленной отрасли.
Читать на сайте RG.RU

Они уже подготовлены агентом по приватизации этого актива и будут опубликованы на сайте Росимущества, сообщила глава ведомства, замглавы минэкономразвития Ольга Дергунова во время общественного обсуждения, специально устроенного для обсуждения вопросов по приватизации компании "Архангельский траловый флот". Такие публичные дискуссии по сложным приватизационным активам Росимущество стало проводить совсем недавно. Их нет необходимости проводить по всем выставляемым на продажу компаниям, пояснила Дергунова. Но если планируемая сделка вызывает вопросы, опасения, такие обсуждения помогают расставить акценты и учесть мнения всех заинтересованных сторон.

В случае с Архангельским траловым флотом, признала замминистра, это было полезно. И выразила надежду, что обсуждение поможет найти оптимальное решение по приватизации. Возможная сумма сделки пока не называется даже приблизительно. Но представителей Архангельской области и предприятия беспокоила не только стоимость. Траловый флот - системообразуещее предприятие области и один из основных налогоплательщиков, на нем занято более 2 тысяч работников и еще почти 3 тысячи человек заняты в смежных видах бизнеса. И главные опасения связаны с тем, что будущий собственник купит актив исключительно ради получения квот на вылов рыбы, суда переведет в другой порт, рыбопереработку свернет. Поэтому для будущего покупателя, считают представители области, компании и Росрыболовства, надо заранее прописать социальные обязательства. Правда, несмотря на почти вековую историю и хороший потенциал, сейчас положение предприятия незавидное, признают они. Суда обветшали и устарели. Рыболовы вкладываются в их модернизацию, но из-за нехватки средств влезли в кредиты. Доля заемных средств в капитале общества составляет 40 процентов, планы по модернизации без привлечения инвестора находятся на грани срыва, говорит представитель компании.

По мнению Дергуновой, обременение инвесторов социальными обязательствами вполне возможно. Но предварительно, уточнила глава Росимущества, следует четко просчитать стоимость обременения и то, как оно скажется на цене актива. В качестве способа приватизации банк-агент предлагает конкурентные переговоры с потенциальными покупателями. Суть схемы такова: инвесторов знакомят с  квалификационными требованиями и собирают с них предварительные оферты, то есть обязательства на покупку акций по одной цене. Затем проводится еще одна встреча, по итогам которой претенденты на актив подают уточненные оферты, в которых могут улучшить изначальные условия. Конверты с этими предложениями вскрываются и передаются в правительство, которое собственно и принимает решение о продаже. Пока банк-агент называет несколько обязательных условий: потенциальный покупатель должен иметь отраслевую принадлежность - иметь квоты на вылов рыбы или заниматься рыбопереработкой, обладать выручкой не менее 500 миллионов рублей по итогам 2011 года, не иметь задолженности, внести стопроцентную предоплату за актив. Теоретически этим требованиям могут отвечать примерно 20 российских компаний, считают в банке. В ФАС не исключают, что есть смысл допустить к приватизации и иностранные компании. Все ограничения, связанные с допуском иностранцев к стратегических ресурсов прописаны в законодательстве, вводить дополнительные барьеры избыточно, полагают в службе.

Предложенные критерии не окончательные, предупреждает Дергунова. После того, как их, а также предложения участников встречи будут опубликованы, возможна их корректировка. "Нам надо получить обратную связь с потенциальными покупателями", - объясняет глава Росимущества. При этом следующее общественное обсуждение приватизации Архангельского тралового флота она рассчитывает провести уже с участием возможных инвесторов.

Крупные компании Минэкономразвития