Для российской таможни тема взаимодействия с предпринимателями и коллегами из других стран в последние годы стала как никогда актуальной. Работать приходится в совершенно новых условиях Таможенного союза, членства России в ВТО, появления на пространстве СНГ зоны свободной торговли. "Еще один глобальный процесс - это активизация торговых потоков между Европой и Азией", - напомнил глава правительства, выступая на конференции. Объем торговли в Евразии эксперты оценивают в 1 триллион долларов. Россия, несмотря на свое географическое положение, из этих потоков получает не более 1 процента. "Это очень мало и не соответствует потенциалу нашей страны", - не сомневается премьер.
Одним из слагаемых успеха как раз является эффективное таможенное администрирование, от которого зависит инвестиционный климат. "Климат у нас пока не такой, как мы хотели бы, хотя некоторое движение вперед есть, но движение все-таки незначительное, радоваться пока рано", - подчеркнул Медведев.
Пока еще есть над чем работать. Предложения бизнеса ранее стали основой для одной из "Дорожных карт", которые должны повысить деловой климат. Но и без всяких карт очевидны вещи, над которыми, заявил глава правительства, нужно работать.
- Важно добиваться максимального упрощения и удешевления таможенных процедур на основе современных технологий, - напомнил Медведев.
На встрече с рядовыми сотрудниками таможни, премьеру заметили, что пока таможенные формальности сокращаются, в других странах, в первую очередь Европы, таможенные барьеры остаются более жесткими. "Считать, что у них все предельно зажато, а у нас все либерализовано, мне кажется, это преувеличение", - не согласился премьер.
- Мы должны создать современную, вполне либеральную систему, которая имеет жесткие меры защиты, - считает Медведев. - Мы должны быть открытыми, но отстаивать свои национальные интересы.
Упрощение таможенных процедур, правда, не всем на руку. Проблему коррупции в таможенной среде не отрицает даже премьер-министр, но корни ее видит не только в сотрудниках таможни. "Коррупция - это же не изобретение ведомства", - заметил он в разговоре за чашкой чая, указав, что в этом есть интерес у "серого" и криминального бизнеса.
- Поэтому должна быть создана общая обстановка нетерпимости к соответствующим схемам, - заявил Медведев, выступая на конференции.
Есть на таможне и чисто технические проблемы. Одна из главных - очереди на пропускных пунктах. Вызваны они не только плохой работой таможенников. Наоборот, после вступления в силу закона, передавшего таможенным органам полномочия по проведению некоторых видов контроля, время для проведения процедур в среднем сократилось более чем в 1,5 раза. Но проблем это не сняло.
Премьеру в беседе с сотрудниками ФТС пожаловались, что состояние пропускных пунктов, построенных в 90-е годы плохое, они морально устарели. Поэтому у главы правительства поинтересовались, есть в планах модернизация действующих и строительство новых пунктов.
- Когда это нужно делать? - спросил Медведев у главы ФТС Андрея Бельянинова.
- Позавчера, - ответил тот. - Надо строить не только пункты пропуска, но и дороги.
В то же время первоначальная программа из-за трудностей бюджета сокращена в 4-5 раз. "Посмотрим, что можно будет сделать за счет доходов будущего периода", - сказал Медведев.
Обычно в подобных беседах работники разных ведомств больше говорят о своем социальном положении. Таможенники больше говорили о работе, но квартирный вопрос прозвучал.