Всего в России 35 женских колоний (в них свыше 50 тысяч арестанток), из которых чуть ли не половина находится в регионах намного дальше, чем Мордовия - от Тюменской и Иркутской областей до Красноярского края и Дальнего Востока. Так что девушек отправили не так уж и далеко.
Мордовия. Колония N 14
В нашей стране для тех, кто осужден впервые, выделены специальные зоны, чтобы не распространять "тюремную" науку от тех, кто навечно связал себя с миром криминала. В Мордовии "дамских" учреждений всего 3. Из них 2 предназначены для осужденных впервые, и одна для тех, кого первый срок не исправил, а тюрьма не научила.
По сведениям "РГ", Надежда Толоконникова распределена в колонию N 14, расположеннную в поселке Парца. Здесь отбывала срок юрист ЮКОСа Светлана Бахмина, а сейчас находится националистка Евгения Хасис, осужденная за убийство адвоката.
Это так называемая "старая" зона, созданная еще во времена Дубровлага. Несколько лет назад Федеральная служба исполнения наказаний устраивала пресс-тур для журналистов по мордовским колониям, в списке адресов была и та, что под N 14.
Хвалить казенные дома дурной тон. Но внешне она произвела приятное впечатление. Хотя, конечно, всего за короткий визит не увидишь и не почувствуешь.
На арестантских форумах пишут, что в колонии N 14 женщин заставляют много работать, в свободное время гоняют по плацу с песнями, помещения не отапливают. Плохо, по рассказам, здесь и с условно-досрочным освобождением. Мол, осужденную могут специально подставить, чтобы не выпустить досрочно. Впрочем, сейчас в целом по стране суды стали реже отпускать осужденных условно-досрочно.
В этой зоне немало москвичей. По крайней мере, во время пресс-тура мы часто встречали земляков. Так что это обычная практика - направлять в этот регион осужденных из столицы.
В колонии хороший клуб и даже свой театр. "Мисс очарование" - это местный конкурс заключенных красавиц. Есть дом ребенка для тех, кто не хочет отдавать малютку в чужие руки. С этого года появилась видеосвязь с родственниками. Осужденные занимаются швейным производством. "Красиво шить не запретишь" - так называется еще один конкурс для осужденных, причем в колонии любят рассказывать, что посмотреть на результаты сюда приезжал даже модельер Вячеслав Зайцев.
Для новичков здесь в свое время был создан центр адаптации. Нередко за решетку попадают случайно, допустив в жизни ошибку или просто оказавшись в ненужное время в ненужном месте. Такие, бывает, на первых порах наживают массу проблем в колонии и с администрацией, и с другими арестантами, а все из-за того, что ведут себя неправильно. А как правильно? Этому и учили в центре. Администрация, помнится, с гордостью показала его журналистам.
Рассказывали, что первые 3 месяца с новенькими усиленно работают психологи и воспитатели. Если этого мало и человек внутренне не готов шагнуть в "большую" зону, его продержат и дольше - до полугода. А тех, кто адаптируется быстро, могут и раньше перевести в обычный отряд. В перспективе, утверждали во ФСИН, такие центры должны появиться в каждой колонии. Но вскоре в тюремном ведомстве сменилось руководство - со всеми вытекающими.
Открываются за решеткой и школы для тех арестантов, кого свобода вот-вот встретит радостно у входа. В том же Центре реабилитации и адаптации в отдельный отряд собирают женщин, которым остается полгода до освобождения. Социальные работники оформляют завтрашним свободным людям паспорта. Психологи учат жить. А кулинары напоминают, что место женщины - на кухне, а не в тюрьме. Тайными рецептами с арестантками делится бывший морской кок.
"Я учу их готовить: печь пироги, например, многие этого не умеют, - рассказывал Владимир Николаевич, преподающий в женской колонии кулинарное искусство. - А некоторые забывают, пока отбывают срок". Также арестанток учат убираться, подстригать, в общем, делают из них хранительниц очагов. А там, на воле, у кого как получится.
Правда, на форумах о колонии рассказывают не столь благостные истории. По данным завсегдатаев, а пишут туда в основном родственники и близкие арестантов, порядки в колонии строгие. Подъем - в 5.30. Кровати заправляют и выравнивают, как в армии: чтобы дужки стояли в линейку. Работа с 8.00 до 17.00. Отбой - в 22.00. На кровати в течение дня - ни присесть, ни прилечь, баня 1 раз в неделю, на помывку дается 1 час, а людей очень много, кипятильники нельзя, так что мыться в течение 6 дней до бани приходится холодной водой, посуда только тюремная.
Пермь, Колония N32
Мария Алехина отправилась в Пермь, в колонию N 32, считающуюся одной из лучших в крае. Создана она была в 1957 году для строительства кирпичного завода. Поначалу здесь отбывали срок мужчины, но через 3 года колонию перепрофилировали в женскую, а на месте кирпичного завода открыли швейную фабрику, где шьют форму для сотрудников силовых структур.
В здешних колониях, по рассказам правозащитников, жизнь попроще, чем в мордовских. До недавних пор в 32-й осужденных даже учили делать на компьютерах мультфильмы - двухмерные и трехмерные. Одним из инициаторов проекта был известный тележурналист Александр Любимов, в 2008 году открывший при колонии Школу компьютерной анимации, поставляющей продукцию студии, находящейся также в Перми. Учитывая то, что труд осужденных в РФ дешев, мультики получились вполне конкурентоспособными. Но проект пришлось свернуть - как утверждает Любимов, из-за того, что не удалось найти поддер жки у нового руководства ФСИН.
В колонии N32 также отбывают наказание "первоходы" - женщины, осужденные впервые. Численность - 1 тыс. человек, средний возраст 32-34 года, большинство сидит за убийство или распространение наркотиков.
Выпущенная на свободу третья участница панк-молебна Екатерина Самуцевич сегодня нарасхват. Нет отбоя от поклонников, российских и западных журналистов. И она активно использует трибуну. Вот, например, фрагмент ее недавнего интервью еженедельнику "Собеседник".
- За выступления вам не платят. На что живете?
- Конечно, нам никто не платит! Я никогда не работала, не работаю и не собираюсь работать.
- Неужели ни дня в жизни?
- Когда-то подрабатывала программистом, но это было всего однажды и много лет назад. С тех пор никуда не пыталась устроиться, и трудовой книжки у меня нет. Естественно, никаких доходов у нас нет. Мы не только не получаем гонораров за свои выступления, но еще и очень много тратим своих денег, ведь нам же приходится покупать аппаратуру, материал для костюмов, оплачивать расходы на транспорт. Такое ощущение, что вы сомневаетесь, не приплачивает ли нам кто-то...
- Да нет, я просто пытаюсь понять, как вы живете.
- Хорошо, если вас это так волнует, отвечу. Во-первых, у меня много друзей и знакомых, которые меня поддерживают, в том числе и деньги дают. Во-вторых, мне много не нужно. Миллионы долларов мне по барабану! Поспать и поесть - вот все, что мне нужно в жизни.
Интервью Самуцевич вызвало гнев Юлии Латыниной.
В интервью "Большому городу" Е. Самуцевич из Pussy Riot сказала, что они не боролись с Путиным, а двигали идеи феминизма. В ответ журналистка Ю. Латынина на "Эхо Москвы" пригрозила: "Если вы будете давать такие интервью, то, в конце концов, мы когда-нибудь вспомним, что вы не мученицы, не жанны д арк и что вас не распинали на кресте, а дали всего 2 года, и что вы - группа инфантильных молодых дур, у которых ни голоса, ни текста, ни умения играть".