Выражаясь просто, речь о получении регионом права углублять дно на подходах к причалам поселений в акватории Обской, Тазовской и Гыданской губ. Это жизненно важно для автономии. В последние годы реки мелеют, нынешним летом и осенью ситуация была почти критической. Суда, доставлявшие грузы в труднодоступные населенные пункты в рамках северного завоза, даже при осадке, далекой от максимума, порой едва не бороздили дно. Иногда в ожидании прилива баржи простаивали неделю и больше, чтобы успеть в считанные часы проскочить по ненадежному фарватеру. Из-за беспрецедентного обмеления пришлось также кардинально менять маршруты пассажирских теплоходов.
Дело не только в экономическом ущербе и увеличении бюджетных трат, подчеркивают авторы проекта. Возникает угроза срыва заблаговременной поставки топлива, продуктов, стройматериалов на территории, где транспортная инфраструктура развита слабо либо вовсе отсутствует. Между тем из восьми городов округа только четыре связаны с Большой землей железными и автомобильными дорогами.
В таких случаях используют земснаряды. Но торить с их помощью водные дороги де-юре нельзя. Акватория заливов относится к внутренним морским водам РФ. Согласно 2-й части 37 статьи вышеназванного закона, дноуглубительные работы с выемкой грунта считаются запрещенным "захоронением отходов и других материалов, сбросом вредных веществ во внутренних морских водах и в территориальном море".
Ямальские парламентарии предлагают дополнить статью положением, которое выводит из-под табу перемещение донных грунтов при углублении фарватера, при прокладке подводных кабелей, трубопроводов. Профильный комитет Госдумы счел предложение резонным и включил его в повестку осенней сессии. Логично и принципиально и другое предложение: обговорить в законе, что проектная документация, связанная с перемещением грунтов, обязательно должна проходить государственную экологическую экспертизу.
- Прежде чем начинать работы, важно знать, как они скажутся на характере течений, на состоянии ихтиофауны. Ведь нарушение цикла в одном звене биосистемы способно спровоцировать негативные изменения в других звеньях и в итоге отрицательно сказаться на образе жизни коренных северян. Словом, нужны рекомендации ученых. Мы, депутаты, как всегда, исходим из посыла - не навредить, - говорит первый заместитель председателя Законодательного собрания ЯНАО Николай Яшкин.
Он напоминает, что проект строительства морского порта Сабетта на полуострове Ямал предусматривает углубление фарватера на протяжении нескольких десятков километров. Иначе не подойти к берегу океанским кораблям, доставляющим массивные конструкции для строительства самого порта и завода по выпуску сжиженного природного газа. Углублять дно станут специализированные суда, способные работать в условиях Заполярья. Они же доставят добытый грунт в Сабетту, где его используют для устройства насыпных промплощадок.