25.10.2012 07:21
Экономика

Эксперты: Каждый десятый студент в Екатеринбурге ведет бизнес

Каждый десятый студент уже имеет свой бизнес
Текст:  Елена Ключевская (Свердловская область)
Российская газета - Экономика УРФО: №0 (5919)
Каждый десятый студент Екатеринбурга успевает открыть свое дело еще во время учебы в вузе. При этом 90 процентов из них создают бизнес на деньги родителей. Такие данные прозвучали на круглом столе, где обсуждали проблемы развития и поддержки предпринимательства в среде студентов.
Читать на сайте RG.RU

Как отметила глава молодежного правительства Свердловской области Кристина Субботина, есть специальные госпрограммы, направленные на поддержку молодежного предпринимательства. Но далеко не все студенты об этом знают. Между тем, как показывает опыт, вполне реально пройти конкурсный отбор и выиграть грант на организацию своего бизнеса.

- Лично мне не нужна помощь, - уверенно заявляет студент Максим Кокшаров, - хороший ноутбук и свежая голова - вот все, что необходимо для рождения бизнес-идеи в сфере информационных технологий.

По его словам, большинство студентов, начинающих дело без сторонних инвестиций, работают именно в IT-сфере. "Входной билет" здесь не так дорог - можно обойтись и 20 тысячами рублей.

Примечательно, что молодые люди, использующие для старта деньги родителей, как правило, развивают уже имеющийся семейный бизнес. А вот самые креативные, порой "безумные" проекты рождаются у тех, кому родители дают денег разве что на обед. Такие ребята нередко начинают бизнес в складчину: берут кредит "на троих" и выплачивают его, когда дело пойдет.

- Не надо создавать для предпринимателя какие-то тепличные условия, это противоречит самой его природе. Студент должен "зажигать" и сам продвигать свои идеи, - считает управляющий партнер венчурного фонда Евгений Шароварин.

По мнению многих экспертов, научить предпринимательству невозможно в принципе. Это качество либо в человеке есть, либо - нет. Разве можно научить генерировать идеи? По данным психологов, всего 4-6 процентов людей по своему природному складу способны стать бизнесменами, из них единицы - успешными. Удел остальных - быть наемными работниками.

- Научить можно основам ведения бизнеса, управлению персоналом, применению современных технологий, формированию финансовой политики предприятия, то есть дать знания, имеющие прикладное значение, - уверен специалист областного фонда поддержки малого предпринимательства Вадим Фролов. - Но страстное желание организовать свое дело относится, скорее, к творческой, эмоциональной сфере. Если человек не наделен этим генетически, ничего не поделаешь, - пусть отправляется искать применение своим способностям в других областях. Это как музыкальный слух, который от природы дан не каждому.

- Но этот "слух" надо помочь развить, иначе может случиться так, что человек о своих природных бизнес-талантах никогда и не узнает, - парировал Виталий Копнов, директор департамента инноваций и предпринимательства УрФУ.

Эксперт привел такие данные: если на первом курсе о стремлении организовать свое дело заявляют 80 процентов студентов, то к пятому таких остается 15-20. Из них не более половины доводят идеи до стадии реализации. То есть если уже в стенах вуза поддерживать и развивать это стремление, молодых предпринимателей станет куда больше, подытожил Копнов.

К слову, статистика США доказывает, что больше всего успешных деловых людей в возрасте 27-35 лет. При этом многие из них сожалеют, что не начали заниматься бизнесом еще во время учебы.

Как заметили на круглом столе, с 1990-х годов в России произошла эволюция среднестатистического бизнесмена: на смену барыгам и "добрым мошенникам" пришли современные предприниматели. Они нередко и совершенно безвозмездно вызываются помогать молодым ребятам, организующим свое дело. Не инвестициями, а прежде всего советами. Такое "агентство взаимопомощи" существует, к примеру, при УрГЭУ: в течение двух лет бизнесмен-наставник курирует деятельность начинающего предпринимателя, еще год осуществляет уже только общий контроль. И, как показывает опыт, результаты у подопечных хорошие. По мнению участников дискуссии, неплохо было бы создать вокруг всех вузов такую "эко-среду".

Конечно, перед студентами-предпринимателями часто встает вопрос выбора между занятиями и интересами бизнеса.

- Я очень много пар пропускаю, - прямо признается студентка УрГЭУ Екатерина, которая за три года учебы сумела организовать уже две собственных компании. - Приходится уговаривать преподавателей. Я их понимаю, учебную программу тоже нужно выполнять. Но и собственный бизнес для меня важен, к тому же профиль учебного заведения - экономический. И, как мне кажется, практический опыт идет только на пользу учебе.

В общем, подытожил Евгений Шароварин, в 20 лет не нужно бояться ничего. Не сделав первый шаг, ничему и не научишься. Надо пробовать и не упускать свой шанс. На худой конец, не бросят же банкрота-студента родители.

Малый бизнес Екатеринбург Урал и Западная Сибирь