Сюжет "временных" построек к концу ХХ века полюбили концептуалисты - как метафору несовершенства утопических социальных проектов переустройства мира, как образ обманутых надежд. Меж тем временная архитектура подразумевала не только хаты, мазанки, сараи и прочие необходимые в хозяйственной жизни вещи. Столетиями она строилась для торжеств, праздников, коронаций, триумфальных шествий. Жизнь на время становилась спектаклем, архитектура - своего рода театральной декорацией.
В XIX веке к празднествам "высшего" сословия добавились так называемые "мануфактурные выставки", которые в России делались по образцу западных соседей. Причем первая публичная выставка российских мануфактурных изделий открылась аж в 1829 году в Петербурге. Когда в октябре 1922 года, через год после мясорубки Гражданской войны, большевики решили устроить Всероссийскую сельскохозяйственную и кустарно-промышленную выставку на территории у Москвы-реки, которая была известна разве что заводом братьев Бромлей, огородами, пашнями плюс городской свалкой, они продолжали богатейшую традицию, которой было к тому времени почти сто лет. Старый опыт к тому времени вовсе не был "хорошо забытым". Для планировки и строительства ВСХВ, которая открылась в 1923 году, как и раньше, были привлечены люди очень известные. Для нее работали такие корифеи, как Шехтель, Щусев, Жолтовский, Фомин, Щуко... Эскизы панно писали Петров-Водкин и Лентулов, Экстер и Куприн... Опорами портика в главном павильоне были кариатиды, вырубленные Коненковым. На нынешней выставке в "Гараже" можно увидеть подлинные эскизы этих мастеров, чертежи и рисунки архитекторов, макеты павильонов, посмотреть фотографии и архивную кинохронику с кадрами строительства ВСХВ.
Нынешний проект "Гаража", впрочем, охватывает не только период первой ВСХВ 1920-х годов. Другие разделы посвящены планировке и открытию Парка культуры и отдыха в 1928-м, его развитию в 1930-1940-х годах. Небольшой раздел посвящен современной временной архитектуре, которая, если судить по опыту японца Шигеру Бана, построившего павильон с бумажными колоннами для "Гаража", сегодня стала одним из модных трендов экологического строительства. На счету Бана, в частности, Бумажный дом и Бумажная церковь в Японии, Центр Помпиду-Мец во Франции.
Но новые технологии можно встретить, не только войдя во временный "бумажный" павильон "Гаража". В центре экспозиции, рядом с большой схемой временных павильонов Парка Горького лежит парочка iPad ов. Если вы наводите планшет на объект, то он появляется на экране в трехмерном изображении. Кликнув на него, можно узнать, когда, кем и для чего павильон был создан. Виртуальная жизнь временной архитектуры может быть продлена на Facebook е или других сетях. Рядом - два монитора, на которых можно сделать фото исчезнувшего павильона и отправить его друзьям. Игрушка, но с симпатичной популяризаторской функцией.