"Бум городской скульптуры" пришелся на начало 2000-х годов, но и по сей день в регионах появляются все новые и новые памятники в "малой форме". Они привлекают и туристов, и местных жителей. И, к сожалению, вандалов, охотников за цветными металлами. Корреспонденты "РГ" рассказали, как обстоят дела с контактной скульптурой в областных центрах ЦФО.
В объятьях бабушки
Девочка, выдувающая мыльные пузыри, бабушка, которая вяжет бесконечный чулок, дворник, многодетная семья, челноки и учительница, пожалуй, самые любимые контактные изваяния в Белгороде.
Метла и плечо бронзового дворника, установленного в Белгороде, блестят в нескольких местах - люди, которые фотографируются рядом, то "подметают" улицу, то обнимают скульптуру, но чаще - гладят бронзовую кошку, сидящую рядом. Туристы шутят: в этом городе дворник главнее мэра, вон как чисто. И действительно, Белгород в этом смысле выгодно отличается от соседних областных центров. Собственно, памятник представителям этой профессии и поставили после того, как Белгород признали одним из самых чистых и благоустроенных городов России. Самим же дворникам, а большинство из них - женщины - бронзовый "коллега" тоже нравится. "Пусть стоит, если б еще листья нам убирать помогал, - шутят они, но добавляют: - Приятно, конечно, что в городе есть "наш памятник".
А вот скульптуру челноков, установленную около центрального рынка, местные предприниматели практически не замечают. Бронзовые парень и девушка с большими сумками стоят на том месте, где раньше были ряды палаток почти стихийного рынка. Теперь здесь - торговые центры, а бывшие челноки гордо называют себя предпринимателями, стараясь забыть то время, когда они тоже тащили на себе неподъемные сумки с товаром. Фотографируются с челноками редко. Недалеко от них установлена еще одна скульптура - памятник учительнице. Она удобнее: можно сесть за парту рядом с бронзовым двоечником Вовочкой. Когда монумент ставили, рассчитывали, что здесь будут встречаться выпускники. Получилось же любимое место для малышей: можно залезть на скамейку и рассматривать бронзового мальчика.
Впрочем, любовь горожан к скульптурам порой выливается в неприятности. Года два назад девушка захотела сделать самое оригинальное фото с бабушкой, которая вяжет чулок, и не без помощи друзей залезла между бронзовых рук скульптуры. Вызволить ее из крепких бабушкиных объятий удалось только сотрудникам МЧС: руки скульптуре пришлось отпилить.
Не могут пройти мимо и вандалы. В полиции уже не считают случаи, когда у бронзовой девочки отбирали палочку для выдувания пузырей. Эту деталь легко оторвать от скульптуры. Впрочем, даже челноков "грабили", в один прекрасный день у одного из них не оказалось сумки.
Правда, последнее время таких случаев все меньше. Местные власти объявили, что в общественных местах установлены камеры видеонаблюдения. Тем временем, некоторые монументы обрастают приметами, порой противоречивыми.
Присядем и излечимся
Первой уличной скульптурой в городе стал бронзовый пес - герой книги воронежского писателя Гавриила Троепольского "Белый Бим Черное Ухо". Он с 1998 года сидит на брусчатке перед Театром кукол и преданно ждет хозяина. Авторы памятника - лауреаты Госпремии Эльза Пак и Иван Дикунов, создатели многих местных монументов, - во время работы советовались с самим Троепольским. Собака вышла трогательной, возле нее всегда можно увидеть детей и гостей города: фотографируются, гладят "на счастье" отливающее золотом ухо. Его, к слову, много раз отпиливали вандалы.
Не меньшей любовью охотников за металлоломом пользовался открытый в 2003-м памятник Котенку с улицы Лизюкова. Творению Максима Дикунова частенько отрывали усы из толстой проволоки. Между тем, установка этого памятника была по-настоящему народным проектом. За его реализацию боролись СМИ, эскиз выбрали на детском конкурсе, а пару лет назад воронежцы назвали Котенка в числе главных символов города. Лапка животного была натерта до блеска поклонниками нехитрых примет. Минувшим летом памятник убрали для реконструкции, и автор на деньги неизвестного мецената изготовил "антивандальную" копию из нержавейки. Котенок и сидящая рядом на ветке Ворона стали более яркими: у одного порозовел нос, другой подкрасили когти.
Пять лет назад на въезде в Воронеж (491-й километр трассы "Москва-Новороссийск") у отеля "Яр" возник самый спорный из "несерьезных" городских памятников - трехтонный конь Ярыж. Могучий жеребец с непропорционально длинной шеей, тяжелым крупом и короткими ногами победно держит в зубах кусок рельса и впечатляет проезжающих подчеркнутым натурализмом. Над этой скульптурой также трудилась семья Дикуновых-Пак. Авторы хотели создать образ могучей природной энергии. Идея воплощена зримо и грубо - по мнению многих воронежцев и гостей города, чересчур грубо. Поначалу памятник предлагали убрать или перенести. Интернет и сегодня пестрит возмущенными отзывами, но в целом волна недовольства улеглась: большинству жителей памятник попадается на глаза нечасто. Некоторые молодожены во время традиционных "покатушек" едут к Ярыжу фотографироваться и даже "заряжаются" от коня силами для продолжения рода.
Самой нейтральной и незаметной скульптурой Воронежа можно считать "Незнакомку" на улице Плехановской. Ее отлили за счет владельца соседнего бутика по проекту художника Юрия Астапченко. Одинокая долговязая девушка присела бочком, рядом оставлено свободное место - и прохожие с удовольствием его занимают, хотя на спинку стула уже наброшен чей-то бронзовый пиджак. Одни с этой декоративной фигурой фотографируются, другие просто отдыхают рядом под коротко стриженными деревцами, вдыхая "ароматы" центральной улицы.
Ну, в сквере за зданием областного правительства стоит еще не обжитый воронежцами, но вполне забавный "Лечебный стул № 0001", поставленный год назад для исцеления горожан от ставшего притчей во языцех жлобства. Памятник сделан по проекту покойного художника Александра Ножкина его друзьями - Сергеем Горшковым и Юрием Астапченко. Поверхность стула исписана фразами про известный порок, в центре - ладони: "Всяк садящийся заряжается добром и утрачивает жлобскую свою натуру". Небольшая конструкция изначально сделана антивандальной, а ножки прочно забетонированы. При официальном открытии на стуле посидел губернатор Алексей Гордеев и посоветовал пройти этот "курс лечения" своим подчиненным. Возможно, кто-то из них так и поступил. Украдкой. Но жлобов в Воронеже пока не убавилось.
Сделки у мешка
Калужане, что бы скептически они не говорили вслух, очень любят свой город. Достаточно сказать, что ни один из соседних областных центров не может сравниться с Калугой по количеству городской скульптуры на улицах.
Только на небольшой пешеходной улице Театральной их несколько. Сначала у входа в драматический театр появилась очаровательная бронзовая девушка, вопрошающая, нет ли лишнего билетика, а на фонтане - голуби. Это не первая и, как выяснилось, не последняя совместная работа директора областного театра драмы Александра Кривовичева и местного скульптора Светланы Фарниевой.
Чуть дальше по Театральной улице, которую называют "калужским Арбатом", разместился памятник Удаче. Он невысок: его размеры - метр на метр вместе с постаментом из черно-зеленого гранита, выполнен в виде толстого мешка, из которого высыпаются деньги. Но автор идеи Александр Кривовичев уверяет, что это памятник не деньгам - калужане, мол, не такие уж крохоборы, а именно удаче, с появлением которого горожанам будет "веселее жить". Примечательно, что памятник был открыт 1 апреля, и сразу же возникла забавная примета: говорят, удача приходит к тем, кто посидел на этом мешке с деньгами или хотя бы потерся об него телом. Мнения по поводу того, зависит ли удачливость от частоты прикосновений и длительности высиживания, резко разошлись. И вот уже более полугода калужане исследуют этот вопрос опытным путем. В каком именно месте ловит народ свою удачу догадаться не сложно - его отполировали до блеска. А местные острословы поговаривают, что по ночам накануне подписания наиболее крупных инвестсоглашений к памятнику приходят высокие чины из калужского правительства - заручиться удачей и привлечь деньги, мол, это и есть главный секрет успехов местной экономики.
В этом году по случаю 50-летия первого полета человека в космос в Калуге появилась целая серия "космических" памятников. Никто доподлинно не знает, встречались ли Константин Циолковский и Сергей Королев в жизни - есть лишь городская легенда, но фантазия молодого скульптура опять же с вполне космической фамилией Леонов сделала ее реальностью. Сюжет скульптуры прост: Циолковский с макетом ракеты в руках мечтательно смотрит ввысь, а Королев, опершись на спинку стула, - на Циолковского. Но горожане уже нарекли этот монумент "памятником стулу" и присаживаться на него начали сразу после официального открытия. В тот же день у здания музея истории космонавтики появился памятник Юрию Гагарину, который в 1961 году закладывал первый камень в его основание. Первый космонавт у Алексея Леонова получился очень легким и светлым…
А все на той же Театральной улице есть очень милая городская скульптура - Циолковский на велосипеде. Почему-то именно этой скульптуре достается больше всего: то у велосипеда звонок открутят, то - педали, то цепь снимут. Но великий мечтатель к этому относится снисходительно: он смотрит в небо и не замечает мелких пакостей земляков.
В самом начале улицы Кирова, на аллее, ведущей к площади Победы бронзовый ветеран присел на лавочку. У него в руках палочка, у ног прилегла любимая собачка. Он смотрит на штаб-квартиру поста №1, откуда ежечасно сменяясь выходит почетный караул к Вечному огню, и вспоминает о других дорогах, что вели от 1941 к 1945-му. Памятник ветерану появился в центре Калуги в память 70-летия с начала Великой Отечественной войны. Прототипом бронзового ветерана для Светланы Фарниевой стал реальный участник войны, кадровый военный Петр Федорович Филиппенков. Ему уже 90, он проживает в городке Кондрово. Петр Федорович приезжал на открытие памятника - не ему лично, но всем ветеранам той войны.