29.10.2012 15:25
Общество

Космический грузовик Dragon вернулся на Землю

Текст:  Наталия Ячменникова
Запуск американского корабля Dragon - это свидетельство бесспорного триумфа советской ракетно-космической школы Королева, Тихонравова, Мишина, - уверен эксперт  "Российской газеты".
Читать на сайте RG.RU

Первый частный грузовик Dragon завершил свой первый коммерческий полет.

Частный космический грузовой корабль Dragon приводнился в Тихом океане примерно в 300 км от побережья Калифорнии, сообщается на официальном сайте NASA. Корабль отстыковался от МКС 28 октября в 17.29 по московскому времени. В 23.22 космический грузовик достиг поверхности океана. Dragon доставил на Землю около 900 кг различного груза, в том числе результаты научных экспериментов.

Dragon на сегодня - единственный грузовик многоразового использования. Следующий его полет запланирован на январь 2013 года.

Проектирование Dragon началось в 2006 году, когда SpaceX была выбрана НАСА в качестве одной из компаний, которой предстояло заняться доставкой грузов на станцию. В декабре 2008 года SpaceX получила от НАСА 1,6 миллиарда долларов в рамках контракта по доставке грузов на МКС, получившего название CRS (Commercial Resupply Services), или "Пополнение грузами на коммерческой основе". Соглашение предусматривает 12 миссий на МКС, в ходе которых на комплекс должно быть доставлено как минимум 20 тонн грузов. Если все пойдет успешно, контракт может быть увеличен на сумму до 3,1 миллиарда долларов.

В июне 2010 года прототип Dragon (голая капсула без оборудования) совершил успешный демонстрационный полет "верхом" на родном носителе "Фалькон-9". И корабль, и ракета отработали без замечаний. Правда, на Землю тот Dragon вернулся лишь в виде обгоревших обломков - испытательный экземпляр изначально не был рассчитан на то, чтобы пережить вход в плотные слои атмосферы.

В декабре 2010 года второй Dragon отправился в космос, на этот раз с целью вернуться на Землю невредимым. Поначалу предполагалось, что корабль лишь "повисит" неподалеку от МКС, включая совершение причальных маневров, в ходе которых он должен был продемонстрировать свою управляемость, а также способность быстро отойти от комплекса в случае необходимости.

Нынешняя миссия Dragon  стартовала три недели назад. Аппарат доставил на МКС около 450 кг грузов: продовольствие, одежду, оборудование и материалы для экспериментов.

Конкурент российским кораблям или нет?

Пока Dragon существует только в грузовом варианте. Появится ли пилотируемый - судя по в сему, дело времени. Любопытно, что все стыковочно-расстыковочные операции осуществляются при помощи канадского манипулятора, установленного на внешней поверхности МКС. "Рукой-роботом" управляет оператор - один из членов экипажа станции. Почему так?  Пока ни корабль, ни американский сегмент станции не оборудованы соответствующими средствами. А для отстыковки нужны пружинные толкатели, которых на корабле Dragon тоже нет.

Кроме того, корабль не может снабжать станцию топливом, как российский "Прогресс", потому что не имеет необходимых для этого систем. Зато у Dragonа есть другая способность - он может возвращать на Землю груза больше, чем это делает российский "Союз", в который можно поместить около 70 кг.

Так конкуренты или нет? Мнения экспертов разделились. Одни считают, что Dragon выигрывает хотя бы тем, что он многразовый, поднимает и спускает больше полезной нагрузки.  Кроме того, в пилотируемом варианте он может быть семиместным.

Однако, что касается последнего, то другие  эксперты считают, что это вообще не нужно воспринимать всерьез: мол, зачем нужен корабль, который может доставлять семь человек на станцию, на которой жилых мест на одно меньше? Впрочем, считают они, для России это даже выгодно. Ведь после отправки в отставку шаттлов, и американских, и европейских астронавтов доставляют  на орбиту только российские "Союзы". Других "пилотников" сегодня нет.  Если же это будет делать Dragon, то наша страна, попросту говоря, избавится от "обузы" и будет использовать освободившиеся на наших кораблях места по своему усмотрению.  Более того, регулярная эксплуатация американского корабля Dragon, считают они, позволит избавить от лишней работы и российские грузовые корабли "Прогресс".

Мнение

Владимир Бугров, разработчик проектов экспедиции на Марс и Луну, ведущий конструктор по пилотируемым ракетно-космическим комплексам для высадки на Луну и "Энергия-Буран":

- Запуск американского корабля Dragon - это свидетельство бесспорного триумфа советской ракетно-космической школы Королева, Тихонравова, Мишина. Почему? За полвека у нас и за рубежом не смогли придумать ничего лучше, чем созданные ими ракета и корабль "Союз"!

Дело не в том, что конкурент, а в том каков конкурент. Ракета "Фалькон-9" и корабль "Дракон" созданы на совершенно новых принципах, подходах и критериях.  Ракета, например, с характеристиками схожими с нашим "Зенитом", стоит в 2-3 раза дешевле. Так же и корабль. В итоге стоимость выведения грузов может сократиться  втрое. Но это преимущество, достигнутое через пятьдесят лет после Королева! Если кто-то хочет видеть в этом какой-то для нас кризис, то  это кризис не российской космонавтики, а тех  еще советских идеологов, которые, уничтожив в 1974 году нашу межпланетную программу, объявили полеты на орбитальные станции как магистральный путь освоения космоса, но за 40 лет, бессовестно эксплуатируя комплекс "Союз", не создали ничего, кроме модулей орбитальных станций.

Космос