Но есть и хорошая новость. Наши аналитики уверяют, что до конца года россиян вряд ли ждет продолжение роста стоимости топлива. "Цены больше не будут увеличиваться, по крайней мере, такими темпами", - предположил президент Российского топливного союза Евгений Аркуша в интервью "РГ". - Октябрь уже показывает снижение темпов роста цен на топливо".
Однако то, что большой скачок произошел в опте, довольно тревожный звонок. Как правило, розница отыгрывает такие сюрпризы через пару-тройку месяцев. Но это уже совсем другой год… И могут вмешаться новые факторы, так что здесь прогнозы никто давать не берется.
Рост потребительских цен на бензин, кстати, зафиксирован в 78 регионах страны и лишь в пяти стоимость литра осталась неизменной. "Отрицательным рекордсменом" начала осени стала Республика Тыва, где топливо подорожало на 6,1 процента. Зато цены производителей (в опте) в сентябре выросли только в 18 регионах. И здесь больше всего повезло автомобилистам Татарстана, где заводы подняли планку цены лишь на 2,1 процента, а меньше всего - жителям Красноярского края, цены на нефтеперерабатывающих заводах которого взлетели на 22 процента. Статистики информируют, что розничная цена на бензин в сентябре в среднем превышала цену производителей в 1,7 - 2,2 раза.
При этом нефть, добытая производителями в первом месяце осени, подорожала на 25,7 процента, а если считать с начала года, то на 32,1 процента.
Если верить прогнозам эксперта "РГ", то до конца года можно про бензиновые сюрпризы забыть. "В первый месяц осени стоимость топлива выросла из-за остановки НПЗ на плановый ремонт. В "помощь" этому процессу сыграл и традиционный дефицит топлива, связанный с уборочной компанией, что отмечал ранее министр энергетики", - напомнил Аркуша. Эксперт поделился свежей статистической информацией, по которой "сейчас рост цен постепенно замедляется, что связано с обратным ходом тех же процессов - заводы вышли из полосы ремонта, и началось снижение спроса на топливо, которое также характерно для середины осени-начала зимы".
Но это не значит, что все проблемы окончательно остались в прошлом. Евгения Аркушу, например, очень волнует, что сегодня доходность автозаправочных станций гораздо меньше, чем требуется для того, чтобы развивать этот бизнес. И это остается тревожным фактором для цен. "Маржа на топливо в среднем по стране сейчас составляет порядка 7-8 процентов, в то время как она должна быть не меньше 15 процентов", - пояснил эксперт. По его словам, 10-12 процентов от розничной цены приходится на налоги и эксплуатационные расходы АЗС. В результате большинство автозаправочных комплексов, особенно независимых, находится на грани рентабельности, то есть - исчезновения.
Напомним, что правительство еще с 1 мая 2011 года повысило экспортные пошлины на бензин до 90 процентов от ставки пошлины на нефть, при этом снижения к прежним значениям пока не планируется. Более того - оптовые цены на топливо росли весь год, в то время как розничные сдерживались административными методами. С 1 января подросли акцизы на бензин: на марку Евро-3 и ниже они выросли на 28-30 процентов, Евро-4 и Евро-5 - на 33 процента. А с 1 июля 2012 года выросли ставки акцизов уже на бензин класса Евро-3 и Евро-2 соответственно на 6,7 процента и 6,2 процента.
Для разрешения ситуации с возможным возникновением дефицита топлива минэнерго обязало нефтяные компании согласовывать графики ремонтов нефтеперерабатывающих заводов, создавать запасы топлива. Вполне возможно, что именно эти меры приведут к тому, что рост цен на бензин действительно притормозится. Хотя совсем, конечно, не остановится, уверены эксперты.