Только Вачовски сумели так спаять модный солипсизм с лихой фантазией, что превратили мысль в предмет. После долгих девяти лет молчания они, призвав третьего соавтора - немца Тома Тыквера и превратив брата Ларри в сестру Лану, предъявили зрителям историко-фантастический эпос "Облачный атлас", герои которого не просто путешествуют во времени, но возрождаются в иных временах со смутной тревогой, принесенной из прошлой жизни. Почти трехчасовой фильм поставлен по одноименному бестселлеру Дэвида Митчелла, и играют в нем сразу четыре "оскароносца" - Том Хенкс, Хэлли Берри, Джим Бродбент и Сьюзан Сарандон, а еще и Хью Грант и другие замечательные актеры, каждый из которых исполняет по пять-шесть ролей с полным перевоплощением.
Я встретилась с Ланой и Энди Вачовски перед мировой премьерой "Облачного атласа".
Ваши фильмы вызывают совершенно различную, часто даже противоположную реакцию у зрителей и критики. На "Матрицу" зритель буквально ломился, а критикой он был встречен довольно холодно.
Лана Вачовски: Извините за патетику, но для нас важнее всего диалог со зрителем. Зрители, как правило, понимают нас не просто лучше, а - глубже. Они не обращают внимания на приключенческую сторону картины - понимают, что это необходимая, но не главная составляющая нашей работы. Они превосходно разбираются в философии, которую мы им предлагаем, и не стараются ее редактировать.
Энди Вачовски: Мы стараемся внести в фильм как можно больше идей, которые в силу ряда причин не всегда постигаются скопом. Я никоим образом не хочу звучать высокомерно: мол, до наших работ еще нужно дорасти, - нет, вполне возможно, мы их плохо скомпоновали, и требуется какая-то мыслительная работа, чтобы разобраться в этой компоновке. У зрителя для этого есть время - посмотрит раз, второй, начнет срастаться с лентой, да и сам станет старше, - будет воспринимать по-другому. Я и сам подчас нахожу в собственных фильмах, будь то "Связь" или "Матрица", что-то для себя новое.
А желания переснять их у вас не возникало? Чтобы достоинства были видны издали и отчетливо?
Энди Вачовски: Так, чтобы впрямую... Хотя... почему бы и нет? Кинематография не только искусство, но и ремесло, и, как ремесленник, с приобретаемым опытом ты становишься лучше, твоя работа - качественнее. Так что, наверное, можно было бы и улучшить что-то в старых работах, но ведь от нас ждут новых!
Давайте поговорим о новом. Два режиссера на одну ленту - уже много, а "Облачный атлас" снимали трое: вы и Том Тыквер.
Лана Вачовски: Это как раз нормально. Мы с Томом - друзья, мы - в одной тональности, хотя и живем в разных странах. Но при этом он - жесткий реалист, а мы - фантазеры. Поэтому он снимал реалистические сцены, а мы - те, где нужна была "сумасшедшинка". Хуже другое: слишком много времени и слишком мало денег. Мы шесть лет подбирались к съемкам этого фильма и, к сожалению, не всегда по творческим причинам. Фильм стоил 102 миллиона долларов и был полностью профинансирован независимыми инвесторами. А с этими инвесторами - одно горе: один обанкротился, другой заявил, что выходит из проекта.
Энди Вачовски: Я у него спрашиваю: "Как это? Вот же контракт!", а он: "Ну, судите меня!". Пришлось заложить собственные дома и вложить свои деньги - все это произошло, когда актеры уже должны были лететь в Берлин работать с костюмами. Они ожидали, что мы вышлем им деньги, - а тут такой сюрприз... Так что мы рискнули своими домами не из-за героизма или авантюризма, а по необходимости.
Лана Вачовски: А тут еще агенты этих актеров впали в истерику: "Куда вы летите?! У них же нет денег! У них нет денег!!" Состояние депрессивнейшее, но Том Хэнкс заявил: "Вы как хотите, а я лечу в Берлин!". А если уж Том Хэнкс полетел, то все остальные тоже быстренько собрались и полетели. Вот так началась коллективная работа.
А были те, кто не полетел?
Лана Вачовски: Нет. У нас был, что называется, дрим-тим - о такой команде можно только мечтать. Уже этим можно гордиться: кто бы собрал Тома, Хэлли, Джима, Хью в одном фильме!
Если вдуматься, все ваши фильмы так или иначе касаются фашизма, притеснений, злоупотребления силой - тем серьезных и очень злободневных. Но вы подаете их в развлекательном жанре.
Лана Вачовски: Да, и не стесняемся этого. Ну, не любим мы скучные фильмы по Диккенсу, по Гюго, по Мелвиллу, хотя они и умные, и поднимают важные темы, и говорят о них предельно серьезно. У каждого свой почерк. В той же "Матрице", среди прочих, поднимается вопрос о коррозии власти - тот же вопрос, который волновал и Гюго. Но не будем же мы повторять его анализ, у нас - свое имя и свой почерк. И самое главное - свой преданный зритель. Мы уверены, что он есть у нас и в России.