30.10.2012 00:41
Экономика

Надежда Карисалова: Бизнес должен сформировать для молодежи дорожную карту

Малый бизнес должен знать, куда обратиться, если его права нарушены
Текст:  Ирина Фурсова
Российская Бизнес-газета - Бизнес и власть: №41 (870)
Российский малый и средний бизнес отчаянно молод, но уже вступает в пору зрелости. И, стартовав от лоточной торговли, все активнее заявляет о себе во многих отраслях экономики. Какие проблемы сегодня характерны для предприятий МСБ, какой поддержки они ждут от государства и что, в свою очередь, они должны для государства сделать? На эти и другие вопросы "РБГ" отвечает председатель комитета ТПП РФ по развитию частного предпринимательства, малого и среднего бизнеса Надежда Карисалова.
Читать на сайте RG.RU

- Надежда Афиногеновна, недавно у малого и среднего бизнеса появился общественный омбудсмен Виктор Ермаков. Учитывая, что это "свой человек в ТПП", как ваш комитет намерен сотрудничать с бизнес-омбудсменом? И насколько это взаимодействие может помочь МСБ?

- Мы с Виктором Петровичем знакомы 15 лет, он до меня был председателем этого комитета в Торгово-промышленной палате. Я бы его назвала одним из главных защитников малого бизнеса в России. Кроме этого, он возглавляет Российское агентство поддержки малого и среднего бизнеса, которое занимается помощью экспортно ориентированным малым предприятиям. Будем выстраивать наши отношения на ином уровне с учетом его нового статуса. Думаю, произойдут определенные изменения и в структуре Торгово-промышленной палаты. Институт бизнес-омбудсмена только зарождается. Замечательно, что такая структура создана, теперь должна быть выстроена определенная система работы омбудсменов на федеральном и региональном уровнях. Субъект МСБ должен знать, куда обратиться, если его права нарушены.

- Какими актуальными вопросами сейчас занимается ваш комитет? С чем к вам обращаются предприниматели?

- Сейчас очень серьезно обсуждается вопрос о кредитно-кассовой дисциплине для индивидуальных предпринимателей. Нужно ли ее для субъектов малого бизнеса упрощать? С одной стороны, это лишние хлопоты: вести кассовую книгу, приходники-расходники выписывать. А с другой, это определенная система учета. Правильно поставленный учет кредитно-кассовых операций очень важен для текущей деятельности ИП. Допустим, индивидуальный предприниматель взял кредит в 2 млн руб. наличными. Без учета к концу года он забудет, куда их потратил, и это усугубит его положение при подготовке отчета для той же налоговой. Я считаю: бухучет и кредитно-кассовую дисциплину нужно упрощать, но в разумных пределах. Мы в комитете эту проблему серьезно обсуждали и подготовили свои предложения.

На последнем заседании обсуждали тему передачи контрольных и надзорных полномочий в сфере санитарно-эпидемиологического благополучия на уровень регионов, как это планируют сделать в настоящее время. Тоже ситуация непростая. Есть опасения, что регионы не в состоянии будут эти полномочия выполнить в полном объеме и надзора никакого не будет вовсе.

Остро стоит вопрос подготовки кадров в сфере малого предпринимательства. Сегодня малый бизнес в большей степени испытывает потребность не в деньгах, а именно в квалифицированных специалистах. Не хватает кадров: хороших токарей или тех же пекарей-кондитеров. А как их готовить, где? Система профтехобразования не работает. С этой проблемой пересекается проблема молодежного предпринимательства. Молодые люди, получив какое-то определенное образование, не знают, куда идти. Зачастую без опыта они никому не нужны. И здесь, может быть, сам бизнес должен сформировать для молодежи дорожную карту, как правильно поступить: пойти на стажировку, получить специализацию. Нужна определенная система наставничества опытного бизнеса над молодежным предпринимательством.

Сегодня существует проблема доступности мер господдержки. Но если сам субъект малого бизнеса не будет ими интересоваться, обращаться в институты поддержки, конечно, он ничего не найдет

Кроме этого у нас в комитете есть подкомитет по инновациям, по поддержке экспортно ориентированных малых предприятий. Сейчас за счет мер господдержки субсидируются затраты предпринимателю на получение стандартов качества ISO 9000 и ISO 9001, на участие в международных выставках, на получение патентов и лицензий, которые необходимы при выходе на международный рынок.

Конечно, сегодня существует проблема доступности этих мер господдержки. Но если сам субъект малого бизнеса не будет ими интересоваться, обращаться в институты поддержки, конечно, он ничего не найдет. Беда нашего бизнеса еще и в определенной инфантильности. Предпринимателям необходимо уяснить, что никто не придет к ним домой и не скажет: "Вот тебе поддержка, возьми, пожалуйста!" Бизнес сам должен быть и социально, и экономически активен. Поэтому очень важно, чтобы субъект МСБ становился членом Торгово-промышленной палаты или ОПОРЫ России, "Деловой России", РСПП, потому что именно в рамках общественных объединений вырабатываются какие-то механизмы, какие-то общие проблемы решаются.

Особенно важно иметь поддержку в лице общественных объединений при взаимоотношениях с контролирующими или регулирующими органами. Действие и бездействие в отношении текущей деятельности МСБ органов исполнительной власти или каких-то других структур способны загнать субъект предпринимательства в угол. Иногда меры регулирующего воздействия прямо противоположны. Приведу пример, когда охранные организации заставляли предпринимателя ставить решетки на окна, чтобы сигнализацию поставить, а потом приходили пожарные и требовали убрать эти решетки. Таких нюансов очень много. И комитет ТПП по частному предпринимательству, другие общественные объединения могут обобщить эту проблематику и вынести предложения на законодательный уровень. Или, например, в Федеральную антимонопольную службу, чтобы отменить регулирующий акт или внести в него изменения.

- Почему же тогда не отменили постановление московского правительства N26 от 03.02.2012 г. "О размещении стационарных торговых объектов, расположенных в городе Москве на земельных участках, зданиях, строениях и сооружениях, находящихся в государственной собственности", или, проще говоря, о поголовном сносе ларьков? Это же был конкретный удар по столичному малому бизнесу.

- Вопрос спорный. В 1990-е годы "ларечный бум", возможно, был оправдан. Потом мы пришли к определенному элементу цивилизации, желанию, чтобы все было аккуратно, по одним стандартам. Может быть, не везде стоило поступать так кардинально. Но, с другой стороны, город должен преображаться. Мы все хотим, покупая в ларьке продукты, знать, что они сертифицированные, качественные, не просроченные. Да, этот элемент цивилизации иногда больно отражается на чьем-то бизнесе.

Вот в Греции кризис. Но человек приходит на пляж, ложится на шезлонг, и к нему тут же подходит предприниматель и пробивает кассовый чек на 2,5 евро. С одной стороны, власти навязали предпринимателю покупку кассового аппарата. С другой, предприниматель ведет бизнес цивилизованно. Если же в России введем такое правило, тут же поднимется гул: нас зажимают, не дают работать. А Росстат посчитал: у нас 4,1 млн малых и средних предприятий. Из них бизнес ведет 3,3 млн. То есть треть субъектов МСБ зарегистрирована, но официально не ведет никакой текущей деятельности. Скорее всего, конечно, ведет. Но не совсем легально.

Бизнес должен уяснить: государство тебе определенные меры поддержки дает (в этом году - 21 млрд руб.) и ты тоже должен быть ответственным по отношению к государству. То есть исполнять законодательство, вести бухгалтерский учет, пропускать все операции через кассу и платить налоги. А сколько у нас налогов собирается сегодня с субъектов МСБ? Думаю, не так много, ведь бизнес старается минимизировать свои налоговые отчисления, сейчас это все называют "оптимизацией налогообложения".

- Одним из способов поддержки МСБ в условиях ВТО является расширение доступа к институтам кредитования. Речь о том, что банковские услуги слишком дороги. Есть ли возможность сделать процентную ставку по кредитам более доступной?

- Конечно, есть. Но давайте исходить из того, что сейчас в рамках мер государственной поддержки малого предпринимательства субъектам малого бизнеса субсидируются проценты по кредитам. Но ставка по кредитам зависит от цены покупки. Банк - это тот же магазин, который деньги где-то покупает, а потом продает. Ни у кого же не возникает вопросов, почему магазин покупает батон на хлебозаводе по 10 рублей, а нам продает по 20. Ведь он должен платить за аренду помещения, свет, воду, тепло, зарплату сотрудникам и получить в итоге прибыль. У банка тоже есть текущие затраты по его содержанию. Где он берет деньги? На ММВБ, беззалоговых аукционах ЦБ, но там много не возьмешь. Основная масса денег - это депозиты населения. Средняя цена их покупки - 8%, плюс издержки и резервы, которые банк в соответствии с законодательством должен создать на возможные потери. Исходя из этого и складывается цена кредита.

Ни один человек не даст взаймы первому встречному. Так же и банк анализирует каждого заемщика. Для предприятия МСБ, которое реально эффективно работает, имеет твердые залоги, хорошую кредитную историю, цена кредита будет меньше. А если субъект МСБ брал кредиты в других банках и не выполнил обязательства, а в штате у него даже нет бухгалтера, то для него ставка будет выше, поскольку выше и риски. Поэтому средняя цена кредита составляет 12-15%, хотя есть и кредиты, которые под 21-22% выдаются. Все это зависит от вида кредита, суммы, срока, надежности заемщика и от того, насколько банку удалось найти более дешевые ресурсы для увеличения объемов кредитования.

- Насколько плодотворно малый бизнес участвует в программе "Госзаказ"?

- Вопрос очень актуален и важен. Сегодня малому бизнесу очень тяжело участвовать в госзаказе, потому что лоты в конкурсных торгах бывают неподъемными.

Важно, чтобы заказчики имели возможность их "расщеплять". В этом направлении много делается. Следующая проблема в том, что МСБ не хватает денег, ему нужны банковские гарантии по исполнению государственного или муниципального заказа. Важно, чтобы эта работа была совместной, чтобы и сами заказчики были заинтересованы в привлечении малого бизнеса.

Взаимоотношения между властью и бизнесом - это дорога с двусторонним движением

Еще необходимо, чтобы общественные объединения предпринимателей были членами конкурсной комиссии по закупке товаров, работ и услуг. В этом направлении очень активно работает Московская ассоциация предпринимателей, ее представители участвуют во многих конкурсных комиссиях и следят, чтобы условия конкурса разрабатывались правильно, и формы оплаты были интересными для малого бизнеса. Ассоциация проводит ежегодную выставку "Госзаказ", в рамках ее работы также обсуждается эта проблематика. Но на уровне субъектов РФ, небольших городов муниципальные заказы почти на 100% выполняются субъектами малого бизнеса. Например, это поставка муки, сахара, продуктов для детских садов, школ и т.д.

- Мы часто воспринимаем малый бизнес как торговлю сигаретами или пирожками. А, например, концерн БМВ в Германии закупает муфты для карданных валов у предприятия численностью всего 20 человек. Как у нас обстоят дела по сотрудничеству МСБ с промышленными "монстрами"?

- У нас такое сотрудничество развивается не хуже. На автогиганте в Тольятти определенную часть поставки товаров, работ и услуг исполняют малые предприятия. Недавно была на конференции "Малый бизнес в металлургии", так что и в этой отрасли МСБ присутствует. Есть он и в нефтеперерабатывающем комплексе, разрабатывает месторождения, которые уже невыгодны крупным предприятиям. Так что говорить о том, что малый бизнес - это только ларечки, неверно. Да, 46% в структуре МСБ занимает розничная и оптовая торговля. Но следующая отрасль - это строительство. Много малых предприятий на транспорте, сколько фур и "Газелей" принадлежит субъектам малого бизнеса! Практически любой автосервис, автозаправка - субъект МСБ. Бизнес в России только начал развиваться. А мы хотим, чтобы у нас были устои такие же, как за рубежом. Дайте время, и мы увидим этот бизнес на многих промышленных предприятиях.

- Что ждет бизнес от власти, понятно. А власть от бизнеса?

- Взаимоотношения между властью и бизнесом - это дорога с двусторонним движением. Образовательные процессы, право на жилье, помощь пенсионерам - у государства очень много функций, эффективного выполнения которых мы от него ждем. Но и государство бизнесу тоже ставит определенные задачи. Это участие в государственно-частном партнерстве, в социальных проектах помощи определенным слоям населения. Здесь есть над чем работать обеим сторонам, и в конце концов мы придем к тем канонам ведения бизнеса, который есть в зарубежных странах. Просто мы позже стартовали, ведь до 1990-х годов у нас занятие бизнесом было уголовно-наказуемым деянием. Еще десять лет назад мы только могли мечтать, чтобы государство создавало институты поддержки бизнеса, объекты инфраструктуры, гарантийные фонды, субсидировало проценты по кредитам, поддерживало экспортно-ориентированные малые предприятия. Идет положительная динамика. Главное, чтобы она устраивала и бизнес, и государство, и население.

Малый бизнес