А делать это необходимо. Взгляд со стороны иностранных бизнесменов, работающих или планирующих работать в России, показывает, что наиболее существенными рисками при реализации инвестиционных проектов в России наряду с правовыми и административными являются именно налоговые, т.е. в данном случае риски несправедливого налогообложения, некорректное применение налогового законодательства, необъективные судебные решения по результатам налоговых проверок. Налоговые риски связаны и с другими финансовыми рисками, а также юридическими, административными, репутационными. Для российского бизнеса выездная налоговая проверка становится вполне привычным и даже неотъемлемым атрибутом деятельности, а для иностранных компаний это экстраординарное событие. Западные бизнесмены уверены, что подобные случаи подрывают их авторитет, доверие к ним со стороны партнеров, клиентов и государственных органов, поэтому иногда им проще закрыть филиал или представительство в России, чем убедить всех в своей законопослушности.
Для снижения налоговых рисков и повышения инвестиционной привлекательности предприятиям следует в первую очередь анализировать правоприменительную практику и предсказывать ее развитие. Куда клонится тренд? Какое предприятие с большей вероятностью может быть подвергнуто налоговой проверке? Как снизить вероятность начисления недоимок, пеней и штрафов? Для ответа на эти вопросы у предприятия должна быть соответствующая служба (например, внутреннего финансового контроля и аудита), которая проверяет бухгалтерию, отслеживает применение налогового законодательства в отрасли, следит за налоговыми спорами конкурентов. И как только практика меняется, подает уточненные декларации, делает вывод, какие компании больше остальных проверяют, а также готовит предприятие к проверке. Налоговую проверку можно предвидеть и быть готовым к ней без привлечения лишних ресурсов и не сильно отвлекаясь от развития.
Если три с половиной года назад в зоне налогового риска были все фармацевтические компании - эту отрасль в 2009 году инспекторы ФНС проверяли больше, чем остальные, - то в 2010 году проверкам чаще всего подвергались представители добывающих отраслей, а в 2011-2012 годах усиленно проверяли девелоперов и, как ни странно, филиалы иностранных компаний...
Пока трудно сказать, на какие отрасли обратят свой взор налоговики в первую очередь, а на какие - во вторую. Как и раньше, весьма внимательно налоговики станут контролировать уплату НДС. Можно быть уверенным, что в 2013 году больше вопросов у налоговиков и проблем у налогоплательщиков будет с налогом на прибыль, налогами и сборами, связанными с выплатой зарплаты и уплатой страховых взносов. Мониторинг фискальными органами физических лиц с точки зрения сокрытия ими своих реальных доходов и объектов налогообложения (налог на доход и на имущество) будет усилен с применением современных аналитических и расчетных методик.
Из-за снижения импортных пошлин государственный бюджет будет пополняться таможенными поступлениями уже не в тех объемах, что раньше, значит, второй бюджетообразующей структуре - ФНС России - придется работать гораздо активнее. Таким образом, в среднесрочной перспективе потери бюджета от вступления в ВТО будут компенсироваться за счет налогоплательщиков.
Налоговые ставки скорее всего не будут расти, но методология сбора налогов явно будет ужесточаться, иначе их собираемость не увеличить. На недавнем расширенном заседании коллегии ФНС обсуждался вопрос исключения из программы материального стимулирования сотрудников количественного показателя - число выездных проверок - и замены его на качественный: отношение общей суммы взысканных сумм к доначисленным суммам по итогам проверок. От достижения этого показателя, являющегося целевым, будут зависеть не только премии налоговиков, но и оценка работы инспекций в целом (KPI). Напомним, раньше инспекции получали установки повышать эффективность своей работы, не снижая количество проверок.
Есть такое понятие: коэффициент налогового давления на бизнес. Это отношение количества налоговых мероприятий (выездные и камеральные проверки, вызовы на беседы, запросы в банк, вызовы на комиссию, допрос налогоплательщика, проведение предпроверочных мероприятий) к числу "клиентов". По нашим наблюдениям, с 2002 по 2011 год этот коэффициент вырос более чем в семь раз - с 0,131 до 0,955. И по прогнозам, по итогам 2012 и 2013 годов он перевалит за единицу, то есть в течение года некоторые компании будут неоднократно подвергаться налоговому вниманию. Например, может проводиться выездная проверка и еще ряд камеральных.
Выездная проверка в среднем занимает два-четыре месяца, в год таких проверок одна и та же бригада может провести три-четыре. Получается, что в течение года может быть проверено 15-20% налогоплательщиков. А за пять ближайших лет будут проверены все, достойные внимания. Если же учесть, что во время проведения выездной проверки сотрудники инспекции могут проконтролировать любые периоды, которые не выходят за рамки трех календарных лет, предшествующих году принятия решения о проведении проверки, то перманентно может проверяться около 60% хозяйственной деятельности, не превышающей сроков давности по налоговым претензиям.
По данным ФНС России, в зоне серьезных налоговых рисков находится не более 40% предприятий, а проверять будут 60%. Эти 20% разницы - те налоговые "излишки", которые, возможно, приведут к несправедливым налоговым доначислениям, недоимкам, пеням и штрафам. На инвестиционном климате это может сказаться достаточно серьезно.
Перейти на ту систему налогового контроля и налогового администрирования, которая существует на Западе, в ближайшие годы и даже десятилетия в России не представляется возможным. Можно надеяться только на постепенное смягчение режимов налогового контроля и администрирования. Но говорить об этом серьезно можно будет только после того, как высшая власть изменит критерии и принципы оценки деятельности фискальных ведомств.