30.10.2012 00:23
Экономика

Транспортные компании обяжут брать страховку не менее чем на год

Текст:  Андрей Евпланов
Российская газета - Экономика: Коммерческий транспорт №250 (5923)
1 января 2013 года вступает в силу закон об обязательном страховании ответственности перевозчиков. Его действие распространится на всех перевозчиков, за исключением легкового такси. При этом транспортные компании будут обязаны заключать договор обязательного страхования не менее чем на год. Исключение сделано лишь для компаний, занимающихся внутренним водным транспортом. Им разрешено страховаться на срок навигации.
Читать на сайте RG.RU

Согласно закону, страховщики будут освобождаться от выплаты возмещения, если несчастный случай произошел в результате умысла выгодоприобретателя или "ядерного взрыва, радиации, военных действий, гражданской войны" и т.п. Кроме того, страховщик сможет взыскать с перевозчика сумму возмещения пассажирам, если происшествие стало следствием управления транспортным средством лицом, находившимся в состоянии опьянения либо не имеющим на это прав, а также при наступлении страхового случая вследствие нарушения компанией режима труда и отдыха работника, управлявшего транспортным средством.

Министерство финансов подготовило проект постановления правительства об утверждении предельных значений тарифов для страховщиков ответственности перевозчиков. Это очень важный документ, без которого закон об обязательном страховании гражданской ответственности перевозчика не сможет действовать. По закону страхования, выплата за причинение вреда жизни пассажира составляет 2,025 миллиона рублей, здоровью пассажира - 2 миллиона рублей, имуществу пассажира - 23 тысячи рублей. Если перевозчик застрахован в рамках международных соглашений и лимиты по договору превышают обязательную страховку, то он может не заключать договор обязательного страхования.

Для оценки количества застрахованных пассажиров минфин взял среднегодовые показатели количества перевезенных пассажиров по отдельной группе перевозок за 2005-2011 годы. Из расчетов получилось, что больше всего пассажиров, как предполагается, будет застраховано в рамках городских автобусных перевозок.

Исходя из этих данных, минфин разработал два уровня тарифов - без учета возможного изменения объема ответственности страховщика (то есть на стандартных определенных законом условиях) и с учетом изменения объема ответственности (при наличии в договоре оснований освобождения страховщика от выплаты страхового возмещения и франшизы).

Самым дорогим при заключении договора на стандартных условиях оказался морской транспорт. Премия на одного пассажира определена в размере 22,48-45,25 рубля. За ним следует воздушный транспорт - 9,87-19,87 рубля, междугородные и международные автобусные перевозки - 9,14-18,40 рубля. Премия на пассажира по внутреннему водному транспорту определена на уровне 8,66-17,42 рубля; по пригородным автобусным перевозкам - 1,34-2,70 рубля; в рамках перевозок поездами дальнего следования - 1,05-2,11 рубля. Однако, не исключено, что эти тарифы будут понижены на 20-30%.

В остальных случаях премии на человека были определены из расчета менее одного рубля, и тарифы, соответственно, ниже. Среди них - перевозки городским автобусом - 0,43-0,87 рубля, троллейбусом - 0,33-0,67 рубля, трамваем - 0,15-0,31 рубля, пригородными поездами и внеуличным транспортом - 0,07-0,15 рубля.

По прогнозам минфина, работать на рынке обязательного страхования перевозчиков будет примерно 60 страховых компаний. По предварительной оценке Национального союза страховщиков ответственности, объем рынка обязательного страхования перевозчиков может составить от 12 до 17 млрд рублей.

Аналитик "Инвесткафе" Андрей Шенк полагает, что, скорее всего, частные компании переложат издержки на пассажиров, просто включив страховку в стоимость билета. Что касается государственных компаний, которые обеспечивают практически все городские и железнодорожные перевозки, то там тарифы жестко регламентируются и согласовываются с правительством страны или региона, поэтому повысить тарифы будет труднее. Директор по управлению активами ИК "Трейд-Портал" Николай Солабуто считает, что повышение тарифов в первую очередь ощутят авиапассажиры и пассажиры водного транспорта. В последнюю очередь - пассажиры городского. Рост там будет, но он окажется несущественным.

По словам заместителя генерального директора страховой компании "Согласие" Елены Бочаровой, дать сегодня точную оценку реального объема рынка и премий по сегментам на одного человека при обязательном страховании ответственности перевозчика в настоящее время практически невозможно, т.к. отсутствует значимая статистика по реальному количеству пострадавших и величине причиненного им ущерба. Поэтому оценивать правильность тарифных разработок минфина, по ее мнению, пока рано. В то же время указанный минфином в качестве наиболее вероятного значения объем рынка в 12 миллиардов рублей представляется достаточно адекватным. Что касается тарифов, то следует отметить, что предложенный минфином диапазон премий на одного пассажира на стандартных условиях слишком широкий и составляет от 22,48-45,25 рубля до 0,07-0,15 рубля. Самым "дорогим" при заключении договора на стандартных условиях оказался морской транспорт. Проведенные СК "Согласие" предварительные актуарные расчеты показали, что предложенные минфином премии 1,05-2,11 рубля для перевозок поездами дальнего следования существенно занижены.

Для всех видов перевозок минфином предложена практически одинаковая двукратная вилка тарифов. Четкого обоснования такого подхода минфин не дал. Однако с этим подходом при отсутствии значимой статистики можно согласиться.

Страховая компания "Согласие" готова к новому обязательному виду страхования, поскольку имеет достаточно большой опыт добровольного страхования ответственности перевозчиков различными видами транспорта, подкрепленный высоким уровнем надежности А++, присвоенным рейтинговым агентством "Эксперт РА", значительным размером уставного капитала, а также надежной системой перестраховочной защиты.

Транспорт