30.10.2012 00:51
Власть

В России начался вал исков по защите прав потребителей

С агентства знакомств требуют компенсацию за плохой подбор мужа
Текст:  Владислав Куликов
Российская газета - Федеральный выпуск: №250 (5923)
Правоведы заметили приятную тенденцию: в стране пошел вал исков по защите прав потребителей. Отечественные клиенты ринулись в атаку на некачественный сервис.
Читать на сайте RG.RU

В Подмосковье серьезные претензии возникли к агентству знакомств, не сумевшему устроить счастье одинокой клиентке. Как сообщили в пресс-службе Московского областного суда, в Железнодорожный городской суд поступила апелляционная жалоба от некой Нины А., крайне недовольной клубом знакомств.

От бизнесменов требовалось немного: всего-то найти нормального мужчину. А они нашли непонятно кого. В общем, сработали с браком в худшем смысле слова, полагает женщина. И подала иск о защите прав потребителя. Возможно, кому-то подобные дела покажутся курьезными. Но мы слишком долго терпели наш недостаточный сервис. Пускай теперь потерпит нас он - в суде.

ЦИФРА: 60 тысяч рублей потребовала дама в суде в качестве компенсации морального вреда за свою неустроенную личную жизнь

В данном конкретном случае женщина была готова дорого заплатить за поиск нормального мужчины. Два года назад она обратилась в клуб знакомств, где ей пообещали "оказать услугу по поиску подходящего партнера для брачных отношений". Формулировка, к слову, примечательна: это не язык любви, а язык деловых отношений. Раз так, отношения вполне можно выяснять в правовом поле. Как рассказала Нина А. в суде, сотрудники клуба знакомств пояснили, что "окажут ей услугу по поиску подходящего партнера для брачных отношений". Не особо вникая в тонкости юридических оборотов, женщина поняла однозначно: мужа ей предоставят.

В этом, кстати, была ее ошибка. Первое правило потребителя: внимательно читайте договоры и вникайте, что подписываете. Иначе есть риск, что винить придется только себя. Позже женщину попросили доплатить "для ускорения процесса поиска партнера". И опять она не особо вчитывалась в договор. "Ей сразу же были предоставлены акты-отчеты, в которых она расписалась, полностью доверяя сотрудникам организации и не понимая сути договоров", - приводит суд ее рассказ. Прошел год, на горизонте женщины так никто и не появился. Она вновь пошла в агентство. После очередной оплаты ей пообещали "10 партнеров, как минимум один из которых ей должен понравиться". Действительно, рассказала женщина, через несколько дней "ей были предоставлены на выбор 5 мужчин, однако ни один из них не соответствовал ее требованиям и не понравился ей. На ее просьбу предоставить ей других кандидатов, она получила ничем не мотивированный отказ. Вследствие чего она потребовала вернуть ей деньги, однако в этом ей также отказали". За свою неустроенную личную жизнь женщина потребовала вернуть деньги, взятые за поиск мужа - всего 23 тысячи рублей, а также компенсировать моральный вред, который она оценила в 60 000 рублей. Кстати, еще около 45 тысяч рублей женщина, судя по всему, заплатила адвокатам: с агентства она потребовала и эти деньги в качестве компенсации расходов на юридические услуги.

После оплаты в агентстве знакомств даме обещали предоставить 10 кандидатов в мужья на выбор

Правда, у сотрудников клуба знакомств была другая версия. Представитель ответчика пояснил, что особого образования, чтобы понять договор не нужно. Бумага составлена на одной странице без юридических терминов. С несколькими мужчинами, выбранными для клиентки, встречи состоялись, но молодые люди не подошли друг другу. Затем она сама отключила телефон, перестала выходить на связь, в связи с чем организовать встречи с мужчинами свахе не представилось возможным. Выслушав все доводы, суд первой инстанции отказал в иске. Сейчас дело рассматривается в апелляционной инстанции. Но случай характерный: даже в таких услугах у нас появилась возможность выяснять отношение цивилизованно, в суде. После постановления пленума Верховного суда по защите прав потребителей, а также ряда других разъяснений по этому поводу, клиенты стали судиться и выигрывать гораздо чаще.

В Пензенской области суд взыскал с фирмы, оказывающей ритуальные услуги, возмещение морального вреда, причиненного местной жительнице. Похоронная контора не сумела доставить в срок на кладбище надгробие из мраморной крошки. В итоге с нее взыскали компенсацию морального вреда в размере 5000 рублей и судебные расходы в сумме 4197 рублей 85 копеек.

В той же области суд заставил автосалон заплатить клиенту более 600 000 рублей за продажу машины с подвохом. Она вспыхнула сама собой - прямо в гараже. Оказалось, что-то не так было с электрооборудованием. Авто стоило 393 тысячи рублей. Но продавцы обязаны выплатить клиенту еще моральный ущерб, неустойку и компенсировать юридические расходы.

Справка "РГ"

Если продавец не выполнил вовремя законные требования (не вернул деньги, не обменял товар и т. п.), суд должен взыскать с него штраф в пользу клиента - половину стоимости товара. Раньше этот штраф отправляли государству, однако постановление пленума Верховного суда переписало эти деньги на человека. Пока некоторые суды по привычки назначают штраф в пользу государства, но это ошибка. Поэтому юристы советуют быть внимательней и судьям, и адвокатам: когда клиент прав, ему положена прибавка.

ОПРОС "РГ"
Госуправление Судебная система