31.10.2012 00:40
Экономика

Малому бизнесу могут упростить процедуру подключения к электросетям

ФАС обнаружила сотни нарушений при подключении к электричеству
Текст:  Юлия Кривошапко
Российская газета - Столичный выпуск: №251 (5924)
Подключиться "к розетке" в России сложно, дорого, а иногда вообще невозможно без взятки. Федеральная антимонопольная служба (ФАС) только за полгода зафиксировала несколько сотен нарушений в сфере присоединения к электросетям.
Читать на сайте RG.RU

Это лишь подтверждает выводы Всемирного банка, в рейтинге которого наша страна по этому показателю два года остается на предпоследнем месте.

Чтобы провести электричество в торговую палатку, на склад или к дачному участку, человеку в России нужно посетить до 10 разных структур и ведомств. Само подключение занимает около 280 дней. Для сравнения: в Бразилии на это уходит всего 34 дня, в Индии - 67, в Турции - 70, в Индонезии - 108. Вопрос не только в сроках, но и в деньгах. По данным Всемирного банка, отечественным малым предприятиям, чтобы получить доступ к электричеству, приходится тратить в 72 раза больше, чем, к примеру, австралийцам. Стоит ли объяснять, как это сказывается на развитии бизнеса?

Обычные граждане сталкиваются с похожими проблемами. "Я ждал подключения около года. Обошлось это в две тысячи долларов вместе со взятками, - рассказал корреспонденту "РГ" коллега, проводивший электричество на дачный участок в Московской области. - Сначала мне заявили, что нет мощностей и потому участок не могут подключить. Потом выяснилось, что все-таки есть. Думаю, я еще легко отделался. Есть, конечно, официальные тарифы. И они не такие уж высокие. Но на практике платить приходится гораздо больше".

Присоединением к электросетям занимаются распределительные компании. Их работа регулируется правительственным постановлением, где расписан буквально каждый шаг. Начальник управления контроля электроэнергии ФАС Виталий Королев говорит, что в плане законодательства сфера присоединения к электросетям в России самая продвинутая, особенно если сравнивать с другими инфраструктурными монополиями. Но без нарушений не обходится. Самые распространенные: необоснованный отказ в подключении или навязывание невыгодных условий договора. В ФАС считают, что причина - недостаточный уровень квалификации сотрудников энергокомпаний, которые работают с клиентами. "Кроме того, налицо явный недостаток внимания к процессу со стороны руководителей", - заключает Виталий Королев.

Глава департамента исследований ТЭК Института проблем естественных монополий Александр Григорьев видит причину трудностей с подключением в слабой конкуренции на рынке. Игорь Ряпин, старший аналитик Энергетического центра бизнес-школы Сколково добавляет, что вопрос техприсоединения долго оставался за пределами внимания регулирующих органов. "В итоге в условиях высокой загруженности сетевой инфраструктуры практически неподконтрольная деятельность сетевых организаций-монополистов превратилась в длительную и забюрократизированную процедуру", - констатирует эксперт.

Подключение крупных потребителей, к примеру, промышленных предприятий, дело сложное. Оно действительно требует больших затрат времени и денег. Но сегодня, по словам Ряпина, большинство заявок поступает от граждан и малого бизнеса. "В этих случаях речь идет о небольших мощностях. Для них, как правило, не требуется сложных операций в энергосетях. Поэтому для техприсоединения вполне можно было бы использовать типовые документы, - полагает эксперт. - Так проще и быстрее".

К слову, участники рынка - две энергокомпании - сейчас как раз собираются предложить правительству уменьшить список документов, которые требуются для подключения к электричеству малому бизнесу и гражданам. Наша компания, рассказал "РГ" замгенерального директора по развитию и реализации услуг Станислав Хацкевич, уже запустила программу, которая должна упростить и ускорить процесс подключения. "С 15 октября в нашем Центре обслуживания клиентов принимаются заявки не только на технологическое присоединение, но и на последующее энергоснабжение, - пояснил он. - После завершения всех мероприятий клиент прямо в клиентском офисе может подписать договор на электроснабжение с энергосбытовой компанией. Благодаря этому сервису количество очных визитов клиентов в процессе техприсоединения уменьшится".

Пока эта услуга как пилотный проект действует на территории Москвы. В перспективе аналогичные правила собираются ввести и в Московской области. "В 2013 году мы также планируем сократить сроки рассмотрения заявок до 15 дней с последующей выдачей технических условий и договора для категорий заявителей, претендующих на присоединение до 670 киловатт, - говорит Станислав Хацкевич. - Возможно, это позволит России подняться выше в мировом рейтинге доступности электросетей. Особенно если подобную практику возьмут за основу и другие компании".

Что касается тарифов, то их участники рынка считают вполне справедливыми. Речь, конечно, идет об официальных расценках. "Пока их не было, потребитель, присоединяясь к сетевой компании, должен был самостоятельно выполнить ряд технических условий, - напоминает Хацкевич. Очень часто за это брались абсолютно некомпетентные подрядчики. Это снижало надежность энергообеспечения, в итоге создавало аварийные ситуации. Сейчас положение изменилось. Оплачивая технологическое присоединение, инвестор несет практически те же затраты, что и раньше, но теперь компания берет на себя обязанность выполнить все необходимые для присоединения работы".

Кстати, в Федеральной службе по тарифам напоминают, что в сентябре ведомство утвердило новую методику по определению размера платы за подключение. Некоторые статьи расходов из нее были исключены. В ФСТ ожидают, что теперь доступ к розетке будет обходиться гражданам и бизнесу дешевле. Правда, оценить, насколько, специалисты не смогли. По их словам, главным фактором уменьшения платы станет исключение из структуры расходов трат на организацию учета электроэнергии. А системы учета и их стоимость в каждой организации разные.

К 2018 году Россия надеется войти в двадцатку стран с самой доступной энергетической инфраструктурой. Для этого правительство еще в июле утвердило специальный план - "дорожную карту". В ней прописано, что через шесть лет количество процедур, необходимых для подключения, должно сократиться до пяти, а сроки до 40 дней. В разы должна уменьшиться и стоимость. доступа к розетке.

Участники рынка тем временем констатируют, что энергопотребление растет, а мощностей не хватает. Это тоже отражается на ситуации с подключением. В 2005 году та же МОЭСК отпускала в сеть около 65 миллиардов киловатт-часов электроэнергии, а в 2011 году уже почти 85 миллиардов, то есть на 30 процентов больше. "Наша инвестпрограмма только на 2012 год оценивается в 38 миллиардов рублей, - уточняет Станислав Хацкевич. - Она подразумевает строительство и реконструкцию питающих центров, кабельных и воздушных линий. Без этого задачу надежного электроснабжения не решить. Но необходимо финансирование".

Энергетика Малый бизнес ФАС