Официально Эрдоган приехал в столицу ФРГ открывать новое посольство - оно стало самым крупным диппредставительством Турции в мире. Как пишет немецкая газета Die Welt, "большое посольство" было призвано продемонстрировать внешнеполитические приоритеты Анкары - мол, "нет такого государства, которое в экономическом отношении было важнее для Турции, чем Германия, и нет в Европе для Турции более центрального места, чем Берлин".
Правда, дипломатическую миссию Эрдогана серьезно омрачили недипломатичные лозунги, с которыми вышли на улицы немецкой столицы выходцы из Турецкой Республики - представители общин курдов, армян и алавитов (шиитского меньшинства), а также местные левые движения. Выступая в Германии, где живет самая большая турецкая диаспора в ЕС - около 3 миллионов человек, Эрдоган призвал соотечественников "научиться бегло говорить по-немецки и читать не только турецких авторов, но также понимать Гегеля, Канта и Гете". И хотя политики постоянно говорили с трибун о тесных дружеских связях, "особой сердечности между ними не ощущалось", констатировал немецкий журнал Der Spiegel по итогам визита. Как признают эксперты с обеих сторон, очередная попытка "сверить часы" показала: отношения двух государств переживают не самые простые времена.
И это не удивительно. Незадолго до поездки в Берлин турецкий премьер обрушился с небывало резкой критикой на немецкое правительство, которое до сих пор отказывалось выдавать его соотечественникам визы в облегченном порядке. Эту тему он затронул на переговорах с немецким канцлером. Кроме того, Эрдоган предложил немцам внести изменение в национальное законодательство, чтобы немецкие турки смогли получить двойное гражданство и, соответственно, право голосовать на исторической родине. По мнению Die Welt, Эрдоган озвучил свои инициативы весьма "своевременно" с точки зрения немецкой внутриполитической конъюнктуры. В следующем году Германию ждут парламентские выборы, так что симпатии турецких избирателей к правящему Христианско-демократическому союзу, возглавляемому Ангелой Меркель, становятся важным фактором избирательной кампании.
Разумеется, в центре повестки оказался вопрос о перспективах вступления Турции в Евросоюз - она давно стала "общим местом" на переговорах турок со всеми европейскими партнерами, особенно немецкими. Как известно, еврочиновники в недавнем докладе признали, что к настоящему времени Анкара выполнила лишь одно из 35 требований, которым должен соответствовать кандидат на членство в Евросоюзе.
Накануне Эрдоган дал интервью турецким СМИ. "Сколько они собираются тянуть с нами? Если Турцию не примут в ЕС до 2023 года, то Евросоюз рискует нас потерять", - заявил он. Эта дата была выбрана не случайно: в 2023 году Турецкая Республика будет отмечать столетие со дня провозглашения. Как известно, немецкое правительство настаивает на "привилегированном партнерстве" для Турции, которую такая формулировка официально не устраивает. Впрочем, именно официально. Die Welt приводит мнение лидера немецкой партии "Зеленых" - между прочим, этнического турка - Чема Оздемира. По его словам, "Эрдоган может продолжать действовать так, как будто он хочет вступить в Евросоюз, но при этом ему не придется идти на серьезные ограничения суверенитета".
Гораздо важнее для турецкого правительства решать с европейскими партнерами прагматические вопросы. Как сообщили турецкие СМИ, на переговорах в Берлине Эрдоган попросил немецкую коллегу о помощи в борьбе с Рабочей партией Курдистана. В частности, Анкара крайне заинтересована в том, чтобы немцы помогли им перекрыть каналы финансирования сепаратистов.
Турецкие СМИ пишут о растущих противоречиях между первыми лицами государства - президентом Абдуллой Гюлем и премьером Реджепом Тайипом Эрдоганом. Дело дошло до публичной пикировки. В частности, глава правительства заявил, что в стране "двух правителей быть не может". Истоки разногласий между давними соратниками восходят к инициативе Эрдогана, который предложил изменить конституцию и передать основные полномочия от главы кабинета к президенту. Как полагают эксперты, Эрдоган это сделал с расчетом на то, чтобы впоследствии занять кресло главы государства.