Алексей, название группы как-то связано с морем или я ошибаюсь?
Ворсоба: Я бы сказал - отчасти. Порт для меня - место перехода из ситуации в ситуацию, так же, как вокзал, стоянка такси, лифт... И еще мы имели в виду Моне как художника, который ушел от буквального, размыл, как импрессионист, пиксели и сделал свои картины намного более выразительными, пришел к сути.
А вы пытаетесь сделать то же в музыке?
Алексей Ворсоба: Да, я хочу уйти от буквальности, хочу находить в музыке содержательную суть, с помощью которой ты чувствуешь полноту жизни, а не одиночество.
От одиночества вы, видимо, и бежали, взявшись за создание группы
Алексей Ворсоба: Вы знаете, я довольно поздно понял, что я музыкант, поздно получил музыкальное образование. Со временем выяснилось, что меня цепляет музыка инструментальная, полифоничная и что нельзя работать одному, что серьезные действия должны осуществляться в коллективе, когда есть разность мнений. Преподавая в музыкальной студии, я присматривался к людям и постепенно нашел единомышленников.
Барабанщик Port Mone - архитектор, басист до встречи с вами работал юристом... Ребята учились играть по ходу дела?
Алексей Ворсоба: Именно так. Они даже брали уроки, проявляли такое рвение, что я их останавливал, говорил: "Идите от внутреннего, техника придет". Сейчас это музыканты очень хорошего уровня, думающие, способные свои мысли выразить на инструменте. Это уже профессионализм личный, а не тот, по которому имеется диплом. Сергей - человек большой, тяжелый, и если он принимает решение, то он принимает его наверняка и следует ему. Алексей - более романтичная натура, ему надо что-то почувствовать. На репетициях я их обоих слушаю, ничего не отвергаю, а после того, как у меня появляется много вариантов, фильтрую их и говорю: "Давайте так". Так что я хоть и пишу, считается, всю музыку, но с подсказкой Леши и Сергея.
Еще 6 лет назад ваша группа играла на корпоративах, в кафе, музыку, как вы говорите, буквальную, музыку для релакса. А потом все вдруг изменилось...
Алексей Ворсоба: Да, наши первые автор ские попытки были декоративными, что ли, получались просто мелодии красивые и ненавязчивые. Только через какое-то время стало писаться то, что я хотел, началось движение к чему-то настоящему.
Первый альбом группы, вышедший три года назад, назывался Dip, по-английски звучит как "глубина". И названия композиций тоже отсылали в морское путешествие - "Лодка", "Море", "Песок"...
Алексей Ворсоба: Это просто метафора, способ говорить. Мы хотели показать, что стремимся вглубь, хотим погрузиться в стихию, отсюда возникло море, вода, разная водная атрибутика в названиях и в мелодиях, которые мы создавали ради того, чтобы натолкнуть слушателя на какие-то вещи, о которых мы говорим. Некоторые вещи названы буквально, например "Коса". Течет река, какой-то островок, намытый песком, какие-то деревья, берега - это ассоциация, которая позволяет ухватить суть. В инструментальной музыке сложно быть буквальным.
Вам не кажется, что музыка Port Mone слишком сложна, слишком многослойна?
Алексей Ворсоба: Это сложно, наверное, только для тех, кто привык смотреть на внешнее. Теперь, когда мы готовимся выпустить второй альбом, стало тем более понятно, что первый был значительно проще.
А как ведет себя публика на ваших концертах: танцует или в основном слушает?
Ворсоба: Бывают случаи, что и танцуют, но мне в этот момент кажется, что это слишком активная реакция на нашу музыку. Она все-таки больше для эмоций, для сердца. В клубах мы, кстати, практически не играем, все больше в залах вроде Дома актера или филармониях. То есть там, где публика сидит в креслах.
Алексей, первый ваш альбом отрицал то, что вы играли до него. Второй будет отрицать уже Dip?
Алексей Ворсоба: Нет, скорее, это можно назвать неожиданным движением вперед, это продолжение с каким-то очень качественным внутренним изменением. Port Mone стал взрослее, опытнее, мы стали многое лучше понимать. И музыка, по отзывам друзей, которых мы позвали на открытую репетицию, становится более тонкой, как более острый нож.