01.11.2012 10:48
Экономика

"РГ" узнала, как красноярцам защитить себя от обмана в сфере услуг ЖКХ

Как защитить себя и свой дом от обмана в сфере ЖКХ
Текст:  Надежда Столярчук
Российская газета - Неделя - Восточная Сибирь: №0 (5926)
Добиться "прозрачности" в отношениях между собственниками жилья и управляющими компаниями могут только сами жильцы.
Читать на сайте RG.RU

За последние полгода в Красноярском крае возбудили семь уголовных дел в отношении недобросовестных управляющих компаний и ТСЖ. Как сберечь собственнику жилья свои нервы и кошелек, "РГ" рассказывает начальник отдела по надзору за соблюдением прав и свобод граждан прокуратуры Красноярского края Евгения Шаврина.

РГ: Евгения Владимировна, то и дело в СМИ появляются сюжеты и публикации о том, как управляющие компании или ТСЖ обманывают владельцев квартир - тех, о ком, по сути, они должны заботиться. Как гражданам защититься от махинаций?

Евгения Шаврина: Во-первых: нужно брать контроль в свои руки. Нынешнее жилищное законодательство построено таким образом, что максимально комфортное проживание в квартире и максимально эффективное использование денег собственника этого жилья возможны только при активном участии самого собственника. Говоря проще, не нужно ждать, что кто-то придет и все за вас решит. К сожалению, в большинстве случаев граждане самоустраняются от участия в жизни дома. Некоторые жильцы считают, что их активная позиция заключается в том, что они своевременно оплачивают коммунальные услуги. Да, они молодцы, спасибо им. Есть часть граждан, которые активно подают жалобы на нарушения жилищно-коммунальных служб во все надзорные и контролирующие органы. Эти письма показывают основные проблемы в сфере ЖКХ, на которые нужно обратить особое внимание. Но этого мало. Если взять схему "жилец - управляющая организация", то отношения внутри этой схемы никогда не станут корректными и прозрачными без участия самих жильцов.

РГ: Каким образом должно проявляться это участие?

Шаврина: В соответствии со статьей 45 Жилищного Кодекса РФ необходимо хотя бы раз в год проводить общее собрание жителей дома. Это как минимум. На этом собрании жильцы должны заслушать отчет УК или ТСЖ за прошлый финансовый период, проверить, куда, на какие цели пошли деньги собственников. Затем нужно решить вопрос об утверждении сметы, содержащей перечень работ на следующий год, запланировать расходы. Здесь можно опираться на предложения управляющей организации и учитывать реальные нужды. Например, если есть необходимость в ремонте крыши, жильцам надо собраться и решить, кто будет заниматься ремонтом и какую сумму выделить на эти цели…

РГ: А не сидеть и не жаловаться, что крыша течет, а управляющая компания пальцем о палец не ударила?

Шаврина: Именно. Российское жилищное законодательство устроено так, что собственники должны сами принимать решения. А управляющая компания - это всего лишь связующий элемент между владельцами жилья и ресурсоснабжающими, подрядными и обслуживающими организациями. Нужно понять: УК существует не для того, чтобы быть сама по себе и осуществлять предпринимательскую деятельность. Ее предназначение - сделать так, чтобы гражданам было удобно и комфортно жить в своем доме. УК должна им помогать, грамотно распределять их деньги, отвечать за состояние дома, вовремя указывать собственникам на проблемы, на которые стоит обратить внимание.

К сожалению, на деле часто все бывает иначе. Жильцы активности не проявляют, а недобросовестные УК или ТСЖ, пользуясь этим, самостоятельно проводят работы и ставят жильцов уже перед фактом. Вот пример. Прокуратура Советского района Красноярска установила, что в 2010 году компания "Красжилсервис" за счет собственников выполнила работы по благоустройству придомовой территории. Проверка показала, что сами собственники решения благоустроить двор не принимали, а эти работы относятся к тем, которые невозможно провести без согласия всех жильцов дома. Прокуратура направила в суд исковое заявление, с требованием обязать УК вернуть жильцам деньги, около 10 миллионов рублей.  Суд требование прокуратуры удовлетворил, признав, что имело место нецелевое расходование средств.

РГ: На что еще жильцам стоит обратить внимание?

Шаврина: Я бы советовал собственникам регулярно проверять, какие работы на самом деле выполняет управляющая организация.

Внимательно изучайте полученные квитанции, смотрите, какие суммы и за какие услуги начислены. Бывают просто вопиющие случаи! Например, в этом году в ходе доследственной проверки по факту нецелевого расходования средств фонда содействования реформированию ЖКХ выяснилось, что в одном из районов Красноярска за ремонт лифтов в восьмиэтажном доме управляющая компания предоставила счет, как за девятиэтажный. Сумма ущерба составила более 100 тысяч рублей.

РГ: Похожий случай был в Лесосибирске, где люди, живущие в домах под снос, несколько лет оплачивали услуги на содержание и текущий ремонт жилья в полном объеме…

Шаврина: Да, есть факты, когда дом признан ветхим или аварийным, а собственники продолжают платить по графе "капитальный ремонт". И даже не задумываются о том, что никто это жилье уже не будет ремонтировать! Был такой аварийный дом в Железнодорожном районе Красноярска: люди исправно платили, а ремонт никто и не собирался делать. Разумеется, такие факты жильцам никак нельзя оставлять без внимания.

РГ: Так происходит от нашей безграмотности в правовых вопросах?

Шаврина: Скорее потому, что многие еще не перестроились на новый лад, живут по старинке. Люди не понимают, что нужно обязательно участвовать в жизни дома. Ведь именно бездействие жильцов зачастую порождает злоупотребления управляющих организаций.

РГ: А если от коммунальщиков нельзя добиться внятного ответа на вопрос, за что я плачу деньги?

Шаврина: Правительством РФ утвержден стандарт раскрытия информации управляющими организациями: они должны быть полностью открыты для жильцов. Должны публиковать сведения на информационных стендах и своем сайте, а также предоставлять собственникам жилья любую нужную информацию по их письменному запросу в установленный законом срок. Если отказываются - обращайтесь в суд, службу строительного надзора и жилищного контроля, прокуратуру. За непредставление сведений сейчас предусмотрены очень большие штрафы, которые больно ударят по карману УК или ТСЖ. Так что самое главное для граждан - познакомиться с жилищным законодательством, научиться им пользоваться и уметь отстаивать свои интересы. Ну и не быть равнодушными, конечно.

Компетентно

Начальник отдела надзора за содержанием и эксплуатацией жилого фонда Службы строительного надзора и жилищного контроля Красноярского края Владимир Соленов:

Сегодня как никогда раньше собственники жилья не только имеют возможность контролировать деятельность управляющих компаний, но и решать, какие работы и в каком объеме будут проводиться УК в их доме. Более того, собственники обязаны это делать.

Часть средств, перечисляемых гражданами в качестве оплаты за текущий и капитальный ремонт, аккумулируется на счете каждого конкретного дома. Расходование этих средств (проведение текущего или капитального ремонта, других мероприятий, не входящих в перечень услуг, оказываемых УК в рамках договора между собственниками и УК) зависит исключительно от решения общего собрания собственников помещений многоквартирного дома.

ЖКХ Красноярский край Восточная Сибирь