01.11.2012 06:40
Экономика

В Челябинске начали работу над градостроительной стратегией

Градостроительная политика областного центра нуждается в корректировке
Текст:  Владимир Васин (Челябинск)
Российская газета - Экономика УРФО: №0 (5925)
Челябинск на восемь лет раньше запланированного достиг показателей, зафиксированных в генеральном плане застройки городской территории (количество квадратных метров на жителя, степень развития улично-дорожной сети и т. д.). По некоторым пунктам мегаполис в существующих сегодня границах исчерпал резервы развития. Теперь требуется либо серьезная корректировка имеющегося генплана, либо создание совершенно нового документа. Однако у властей и экспертов по этому поводу нет единого мнения.
Читать на сайте RG.RU

По словам заместителя начальника главного управления архитектуры и градостроительства администрации Челябинска Мирослава Данильчука, в советские годы уже разрабатывался проект так называемого Челябинского внутриобластного района. Он предполагал интеграцию Копейска, а также Сосновского, Красноармейского и Чебаркульского районов. И одно из предложений по корректировке генплана Челябинска предусматривает возвращение к такому варианту, хотя и переработанному с учетом реалий времени. Тем более что по факту агломерация уже и так формируется - стихийно и в куда больших масштабах: за последние годы в орбиту мегаполиса вошли, помимо Копейска и нескольких поселков, довольно отдаленные и ранее самодостаточные малые города - Еманжелинск и Коркино. Кстати, несколько лет назад Челябинск даже вошел в список из 12 областных центров, которые могли бы стать базовыми для агломерационных процессов в России, но с началом кризиса эта тема заглохла.

Однако есть и противники такого подхода.

- Создавать агломерацию, переселять массу людей в пригородные поселки резона нет, - считает директор консалтинговой компании Яков Гуревич. - Уже сегодня площадь Челябинска сопоставима с половиной территории такого мегаполиса, как Москва. Если люди проживают компактно, меньше транспортные расходы, что немаловажно для развития промышленности, бизнеса.

Развитие транспортной сети действительно поможет обойти ряд ограничений, возникших в последнее время и мешающих развитию города: позволит разгрузить его как центр агломерации, обеспечить приток дополнительной рабочей силы. Но, как указывают эксперты, даже в нынешних границах города создание и поддержание транспортной инфраструктуры стоит слишком больших денег.

- Мы замкнулись на городе как на "вещи в себе" и до сих пор проектируем по совдеповским принципам жилого квартала: жилые дома, садик, школа, магазин... А может, люди хотят жить не в панельных многоэтажках, а в комфортабельных коттеджных поселках? - возражает директор муниципального архитектурно-планировочного центра Александр Малышев. -  "Жилищная идеология" еще не определена в масштабах страны, и регионы сами вынуждены определять стратегию роста.

Между тем в новых микрорайонах Челябинска острейшей проблемой является именно отсутствие школ, поликлиник и детских садов. Сегодня администрация города вынуждена приобретать здания для них в рассрочку у застройщиков - и хорошо, если такие здания вообще имеются. К тому же и застройщики, и чиновники давно признали очевидное: жизнь в своих домах не по карману подавляющему большинству челябинцев, какими бы ни были их желания. И печальная судьба нескольких десятков заложенных до 2008 года малоэтажных поселков тому свидетельство. Наконец, предложение переложить разработку стратегии развития мегаполиса на плечи неких столичных инстанций куда больше отдает прошлым, чем квартальная застройка.

По мнению строителей, базой для корректировки генплана должен быть предварительный аудит имеющейся инфраструктуры, а также жилого фонда и объектов социальной сферы, считают в СРО "Союз строительных компаний Урала и Сибири". Иначе не исключен вариант, когда территориальная экспансия города, сколь бы привлекательной она сегодня ни казалась, совпадет с массовым выходом из строя инженерных сетей (степень их износа достигает сегодня 70 процентов) и жилого фонда в центральных частях южноуральской столицы. Значительную его долю составляют "хрущевки", нормативный срок эксплуатации которых уже истек, и дома еще более раннего периода застройки. Старению подвержен и нежилой фонд, о чем власти и эксперты вообще склонны забывать.

Работа над генпланом должна сопровождаться также расчетом энергоэффективности и срока службы возводимых зданий и сооружений. Только после этого можно будет говорить о корректировке градостроительной политики - в противном случае решения нынешних проблем могут создать новые, не менее серьезные.

Справка "РГ"

До 31 декабря 2012 года (а по ряду положений до 2015-го) длится переходный период, в который ранее принятые в муниципалитетах градостроительные нормы действуют в части, не противоречащей Градостроительному кодексу РФ 2004 года. Также до конца 2012-го муниципалитеты должны разработать или привести в соответствие с ГК генеральные планы развития территорий.

Жилая недвижимость Челябинск Урал и Западная Сибирь