01.11.2012 00:08
Общество

Александр Кутиков: Смутные времена существуют только в головах людей

Российская газета - Неделя - Федеральный выпуск: №253 (5926)
Читать на сайте RG.RU

Карен Шахназаров, гендиректор "Мосфильма":

- Смутное время - это прежде всего нелегитимная верховная власть. Что бы кто ни говорил, но сегодня верховная власть, очевидно, легитимна, чего в России давно не было.

Леонид Млечин, историк, журналист:

- Смутное время - это острый, тяжелый кризис. Врачи знают, что кризис предшествует выздоровлению. Вопрос в том, какие извлечь уроки из этих кризисов, как сделать, чтобы они больше не повторялись. Мне кажется, кризис мы преодолели, смутное время позади. Но вот уроки извлекать пока не способны.

Йосеф Херсонский, раввин Хамовнической общины Москвы:

- В чем-то да, а в чем-то нет. Есть сферы - например, свобода вероисповеданий, - в которых в обществе царит полная ясность и благодать по сравнению с тем, что было раньше. Но одновременно с этим происходит явный подъем национализма, а это - движение к смуте. Согласно иудаизму, перемены это всегда либо потенциал к росту, либо к падению. Я надеюсь на рост.

Александр Кутиков, музыкант:

- Смутные времена существуют только в головах людей, и потому для меня их не было никогда. Я всегда отдаю себе отчет о состоянии, в котором находится страна и живущие в ней люди, и веду себя в соответствии с собственным пониманием ситуации, мировоззрением и идеологией.

Юрий Мамин, кинорежиссер:

- Увы, нет. Оно как началось во времена перестройки, так и тянется доныне. Тогда людям дали некие свободы, освободили от обязательств, и многие, проявив изворотливость, начали ловить рыбку в мутной воде. А законы у нас и сегодня, увы, работают недостаточно четко.

Рэм Петров, академик РАН:

- А, по-моему, у нас сейчас не смутное время, а совсем другое. Да, оно непростое, страна вживается в новые категории, идет работа, но смуты никакой, по-моему, нет.

Эдгард Запашный, дрессировщик:

- Для меня оно закончилось с началом 2000-х и, думаю, начнется нескоро. А нынешние времена считать смутными нет никакого резона.

Сергей Караганов, политолог:

- Смутное время, то есть посткоммунистический период, в России закончилось, но может начаться новое. Проблема в том, что у России не определена новая цель. Также образовался разрыв между властью и креативным классом, интеллигенцией. Это сочетание - отсутствие единой цели долгосрочного развития, согласованной между элитами, и разрыв между властью и креативным классом - не может не тревожить.

Закончилось ли для вас смутное время?
Социология