02.11.2012 21:20
Культура

Холли Берри: Съемки фильма убедили меня в том, что все имеет отклик

Текст:  Оксана Нараленкова
Холли Берри, самая знойная девушка Джеймса Бонда и самая гибкая "женщина-кошка", представила в Москве новый фильм со своим участием "Облачный атлас" (в прокате с 8 ноября).
Читать на сайте RG.RU

Помимо Холли Берри в картине снимались такие актеры, как Том Хэнкс, Хьюго Уивинг, Хью Грант, Сьюзан Сарандон и другие, причем каждый играет множество персонажей, ну а режиссерами выступают авторы "Матрицы" и "V - значит вендетта" Лана и Энди Вачовски с примкнувшим к братскому дуэту Томом Тыквером.

Пересказ сюжета "Облачного атласа" займет, даже в кратком изложении, страниц десять. В основе - одноименный роман Дэвида Митчелла. Здесь есть и кибер-революция в Нео-Сеуле в 2144-м году, и журналистское расследование в 1970-м, и жизнь пастуха овец своих после ядерного апокалипсиса.

Идея фильма состоит в том, что жизнь простирается дальше границ физического существования, что от зачатия и до смерти и даже по ту сторону бытия, мы связаны с прошлым, настоящим и будущим.

С жанром картины тоже все не просто. Это блокбастер, но снятый вне крупной производящей студии на деньги, собранные отдельными продюсерами. Это и боевик, и детектив, и мелодрама, и комедия одновременно.

Специально для "РГ" Холли Берри попробовала объяснить, что же для нее важнее всего в личной жизни и, применяя масштаб фильма, в существовании вселенной.

Вы играете сразу несколько персонажей. Четырех точно, причем одного из них - в среднем возрасте и в старости. Есть и вовсе роли на сопротивление, например, блондинки-еврейки и азиатского пожилого хирурга. Чем стал для вас этот актерский опыт?

Холли Берри: Думаю, все мои герои отличаются от меня в той или иной степени. Но, безусловно, играть пожилого мужчину азиата мне никогда не приходилось. Здесь сложнее всего было подобрать правильный тембр голоса, акцент - с внешностью все-таки помогал грим, - ну и еще пришлось поработать над движениями. Я до съемок все представляла себе, как же этот человек может двигаться, поворачиваться, как держит руки. Именно для этого персонажа мне пришлось максимально потерять себя как личность, как человека, чтобы раствориться в нем. Но это было так здорово.

Что касается роли возрастной, то, конечно, страшно, когда видишь, чем жизнь может для тебя обернуться, но это давало мне свободу. Можно было не беспокоиться, как выглядишь, и отпустить все свои силы на волю. У нас в индустрии постоянно обсуждают возраст. Вечно твердят, мол, твои часики тикают, не опоздай соответствовать некому клише. Это заставляет нервничать. Здорово было выйти за пределы предрассудков и расслабиться.

В "Облачном атласе" довольно сложная философия для жанра блокбастера. Она гласит следующее: ежесекундно мы делаем выбор, который влияет на будущую реинкарнацию души. Развитие души идет непрерывно. Либо ее деградация. Вы в это верите?

Холли Берри: Определенно. Я верю в реинкарнацию, верю в карму. (Смеется). Мне иногда кажется, что в прошлой жизни я была женщиной, у которой было много счастливых браков. Так много, что на мою настоящую жизнь уже лимит исчерпан. Поэтому мне так не везет. Для меня вера в бессмертие души - способ жить с широко раскрытыми глазами, не забываться, не засыпать. Я всегда стараюсь отдавать себе отчет в том, что делаю, что говорю, каким человеком стараюсь быть. Я уверена, что на нашу жизнь, на коллективную жизнь всех людей, влияет каждый поступок отдельного человека. Если вы думаете, что о ваших делах никто не узнает, что они никак не отразятся на вечности, вы заблуждаетесь. Все имеет свой отклик. Да и от себя не спрячешься, ведь вы будете навсегда связаны со своими дурными поступками. Съемки фильма меня еще раз убедили в этом, потому что именно о философии развития души, о том, как мы все выбираем свой путь, - мы каждый день говорили и с Вачовски, и с Томом Тыквером. Об этом были наши бесконечные диалоги, находились ли мы на площадке, или просто выпивали после работы. Сейчас я воспитываю дочь, и соизмеряю все свои дела еще и с тем, как они повлияют на ее жизнь, на жизнь ее будущих детей и внуков.

Вы работали сразу с тремя креативными режиссерами, пришлось натерпеться от них?

Холли Берри: Я и с двумя-то режиссерами на одном фильме никогда не работала, а тут - сразу трое. (Смеется). Стиль работы Вачовски совершенно не похож на то, как работает Том Тыквер, но у них есть общее визуальное понимание картины, что для меня важно. Они могут его четко сформулировать для актеров, что я всегда ценю. С Томом мы больше общались до съемок, а с Вачовски разговаривали уже на площадке. С Томом мы каждую сцену обсуждали в течение часа до выхода на площадку, а с Вачовски дружески болтали после съемок. Да, это очень разные режиссеры, но они понимают и суть кинематографа, и суть работы актера одинаково.

Вы верите и в то, что все люди на Земле, даже не родственники, влияют на судьбы друг друга, что все связано и в масштабах вселенной и она тоже реагирует на поступки каждого?

Холли Берри: Я очень хочу в это верить. И хотела бы, чтобы больше людей над этим задумывалось. Это был бы настоящий прорыв. Это помогло бы нам избежать зла и предубеждений, от которых мы страдаем, потому что не ощущаем своего единения. Да даже на отношения мужчин и женщин это бы повлияло. Мы все люди, у нас есть душа, интеллект и чувства, наша сущность схожа. И каким-то невероятным образом с развитием цивилизации мы стали крайне разобщены. И я надеюсь, что человечество снова обреете свое единство.

И какое вы будущее видите?

Холли Берри: Думаю, оно будет вдохновляющим. Да, иногда людям приходится умирать для того, чтобы пробудить общество, открыть глаза остальным, показать им, что нужно меняться. Как это происходит в фильме. Но не думаю, что нас ждет глобальная катастрофа. Хотя, что я - один человек - могу знать о том, куда движется вся наша цивилизация. Считать себя пророком было бы смешно. Но я выбираю надежду. Надежду - для моей маленькой дочки, которая, мне бы этого очень хотелось, будет жить долго после того, как меня не станет. Надеюсь, что моей дочери достанется более толерантный мир. Надеюсь, что с каждым новым поколением люди все больше будут двигаться к осознаю того, о чем мы с вами говорили. Все связано и важно выбирать сторону добра каждую минуту своей жизни. Тогда мы сможем жить в мире друг с другом, и мир будет в каждой отдельной семье.

Ваши герои живут в разные времена, например, журналистка - в семидесятые, есть и провидица из будущего. Если помечтать - вы бы предпочли заглянуть в будущее или отправиться в какой-то момент в прошлом, что-то изменить?

Холли Берри: Я ведь уже жила в семидесятые, правда, была еще ребенком. Думаю, мне бы и взрослой было интересно пожить в это время. Знаете, ведь это было очень значимое время для женщин Америки. И мне было бы приятно стать частью движения за права женщин, за их освобождение. Да, хотела бы я помахать горящим бюстгальтером перед носами всяких снобов. Мне бы хотелось жить во время, в которое чувствуешь, как история меняется.

Сейчас это не так?

Холли Берри: Ну что-то меняется. Например, у нас впервые темнокожий президент. Я и не думала, что стану тому свидетелем. Я не буду сейчас обсуждать свои политические предпочтения, но люди в нашей стране умирали за то, чтобы женщины имели право голоса, чтобы цветные могли голосовать. Поэтому я всех призываю быть политически ответственными и использовать свое право, ходить на выборы. Я чувствую, что грядут времена перемен. Не знаю, как это будет, но может это новое время увидит моя дочка.

Вы до сих пор единственная женщина афроамериканского происхождения, удостоенная премии "Оскар" (за фильм "Бал монстров", 2001 год - прим.). Времена меняются, но, видимо, цветным все еще сложно получить признание?

Холли Берри: Я очень горда своим "Оскаром". И раздосадована, конечно. Ведь прошло уже больше десяти лет, а ни одна цветная женщина так и не получила "Оскара" после меня! Но каждый год я надеюсь. Ведь каждый год цветные женщины получают все более интересные роли. Они ищут себя в профессии, они зарабатывают свое признание, что вызывает и мою гордость. Мой "Оскар" в какой-то степени стал прорывом, двери открылись. Три цветные актрисы были номинированы за роли второго плана с тех пор, а когда-то даже такого не происходило. Ментальность Голливуда изменилась.

Лана Вачовски: Лучше изменить мир, чем заработать миллионы

Накануне премьеры главные мастера параллельных и альтернативных вселенных Лана и Энди Вачовски, а также присоединившийся к ним Том Тыквер дали мастер-класс для студентов киновузов, на котором рассказали о съемках "Облачного атласа" и о своей многомерной философии.

О финансировании

Том Тыквер:

- Мы предлагали идею проекта разным продюсерам и многочисленные отказы заставили нас не верить в коммерческий успех, но нам повезло. В итоге мы нашли российских партнеров ACompany (компания Александра Роднянского - прим.), без них мы бы просто сдались. Да в финансовом плане нам было тяжело, ведь мы снимали один из самых дорогих независим фильмов за всю историю кинематографа (бюджет составляет 110 млн долларов). Старались уместиться в минимальную сумму. Мы не могли сравнить это кино ни с одним другим, что отпугивало инвесторов. Мы не могли сказать, на что кино будет похоже. Фильм не вписывался в привычную схему и поэтому его просто сметали со стола. Даже те, кому нравилась идея, потом отступали, разрывали контракт, предлагали подавать на них в суд. Ну а мы с Вачовски - мы вложили в это кино все: заложили дома, отдали наши зарплаты. Ну и все наши сердца вложили тоже.

Об идее фильма

Лана Вачовски:

- Меня пугает, что современный диалог об искусстве всегда строится с точки зрения долларов и центов. Мы создали фильм с самой радикальной структурой, такого еще не было на нашей памяти. Нас захватывает искусство, но искусство - это не благо и не товар. Любая материалистическая философия все сводит к объекту, а вот мы, снимая кино, не думаем о том, будет ли это хит или блокбастер. Мне интересен поиск смысла, интересно, какие у людей идеи. Легко принять точку зрения, что все в этом мире зависит от моих потребностей и превратиться в хищника, но любовь, искусство может дать вам вдохновение увидеть мир глазами другого человека. Это главный философский поиск: можно ли почувствовать другого, как себя, ощутить общую взаимосвязь вещей, можно ли пройти от одного полюса - к другому. Эту идею из "Матрицы" мы тоже развивали в "Облачном атласе".

О съемках

Том Тыквер:

- В фильме много сложнопостановочных сцен. Каждое утро мы говорили, что снимаем ключевую сцену. Потом удивились: да у нас вообще нет расслабления, сюжет бурлит, и 650 страниц книги мы сжали в два с половиной часа повествования. Мы аккуратно расчленяли роман, выбирали то, что нам понравилось, но старались при этом сделать историю четкой и уложиться в удобоваримое для зрителя время. В "Атласе" 240 сцен и каждую мы любим. Во время съемок и я, и Вачовски, каждый из нас, сталкивался с тем, что мы не делали раньше. Я никогда не работал в комедийном жанре, а в фильме есть сцены, решенные именно в этой стилистике. Пришлось попотеть и побояться, ведь это отдельная форма, которая требует от автора глубины и легкости одновременно.

Эволюция и девальвация нравственности, вот что нас привлекло в романе. Исследование этих тем мы сделали открыто, по-светски, но его можно понимать и с точки зрения религии. Шесть историй, но одна общая сказка, зритель может сам сделать выбор, как прочесть наше послание. Только ли светским взглядом или религиозным также. В каждой истории герой делает выбор, который и определяет его будущее.

О том, чем похожи "Жизнь и судьба" и "Облачный атлас"

Лана Вачовски:

- Сейчас в американской киноиндустрии ситуация, которую можно назвать антиинтеллектуальным талибаном. В кино нельзя высказывать ни одной философской идеи - сразу обвиняют в заумности. Кино - это не только чувственное восприятие или то, что позволяет вам отключиться от повседневности. Две тысячи лет истории литературы наполнены философией. Мы не можем этого не учитывать. Во время работы над фильмом я читала роман "Жизнь и судьба" Василия Гроссмана и почувствовала там ожидание доброты и смелости, той, что способна защитить не только представителей своего племени, но и той, что готова придти на помощь людям не похожим на тебя, из племени другого.

Такая доброта намного дороже стоит, чем просто участие к тем, кто тебе близок. И это понимание объединяет две литературные работы - роман "Жизнь и судьба" и "Облачный атлас". Есть и много других общих идей. Например то, что любовь сильнее смерти. Можете сказать, что об этом говорили еще древние греки, что это клише. Но попробуйте выразить эту простую идею в фильме и привнести в него современное видение ситуации. В фильмах мы всегда призываем к размышлению: взгляните глубже, сквозь поверхность. Меня часто спрашивают, хотим ли мы заработать этой картиной? Я бы лучше изменила мир, чем заработала.

Фоторепортаж
Мировое кино