Железная дорога в русской литературе: Антология. Автор-составитель С. Ф. Дмитренко. - М.: ИД "Железнодорожное дело", 2012.
175 лет назад, 11 ноября 1837 года, открылась первая в России и шестая в мире железная дорога.
С этого момента она стала не только фактом русской жизни и экономики, но и сквозной темой русской литературы. Трудно назвать писателя XIX и ХХ века, поэта или прозаика, в чьем творчестве так или иначе не отразилась бы железная дорога. Не говоря уже о том, что главный мировой роман, написанный русским писателем Львом Толстым, без железной дороги утратил бы всякий смысл. На днях в России будет показана очередная киноверсия "Анны Карениной", если не ошибаюсь, пятнадцатая по счету. На этот раз жертвой русской железной дороги станет прекрасная Кира Найтли. Впрочем, падать под русский поезд давно стало символом актерского избранничества. Попасть под русский поезд - это круто!
Издательский дом "Железнодорожное дело" выпустил антологию поэзии и прозы "Железная дорога в русской литературе". Ее составитель историк литературы и культуры Сергей Дмитренко в предисловии подчеркивает: у издания есть один предшественник. В 1939 году московский Трансжелдориздат выпустил увесистый иллюстрированный том "Железнодорожный транспорт в художественной литературе". Здесь были собраны произведения не только русских, но и зарубежных писателей. Немалое место отводилось и писателям советским, воспевавшим железнодорожные успехи большевиков под водительством тогдашнего наркома путей сообщения Лазаря Кагановича. Цель той книги была обозначена в соответствии с тогдашними приоритетами: "показать, как отразилась в художественной литературе жизнь, труд и борьба железнодорожников в прошлом и настоящем".
Составитель настоящей антологии не преследует идеологические цели. В антологии показано: начиная с "Попутной песни" (1839 год) Нестора Кукольника, в которой "православный веселится наш народ" по поводу открытия этой самой первой российской железной дороги Петербург-Павловск, произведения о "чугунке" составили целый пласт и русской, и советской литературы.
В книгу вошло около полусотни произведений. Стихотворения чередуются с рассказами. Например, Салтыков-Щедрин представлен в антологии малоизвестной новеллой из цикла "Пестрые письма". Перед читателем возникает вечно живой тип человека-авантюриста, по-своему обаятельного мошенника, из всего, не исключая железной дороги, извлекающего выгоду.
В антологии есть стихи Афанасия Фета, очерки Глеба Успенского, отрывки из прозы Николая Лескова, стихи Николая Некрасова и Владимира Бенедиктова, Якова Полонского, проза Всеволода Гаршина и Антона Чехова, рассказ Лидии Авиловой и очерк русского философа Владимира Соловьева, стихи Саши Черного и Андрея Белого, рассказы Аркадия Аверченко и Александра Куприна. Михаил Булгаков, Александр Малышкин, Борис Житков и другие классики ХХ века - все писали о железной дороге.
В сочетании с иллюстрациями художника Рустама Садретдинова, внимательного к техническим подробностям локомотивов, вагонов, деталям мундиров, книга представляет собой пример интересного и увлекательного, а главное, познавательного, чтения.