Стихи Маршака знает моя мама и знали мои дедушки и бабушки. И я на всю жизнь запомнил, как хохотал ребенком мой старший сын, когда моя жена читала ему: "Дама сдавала в багаж Диван, Чемодан, Саквояж, Картину, Корзину, Картонку И маленькую собачонку..." Просто слово " ма-а-аленькую" надо было читать протяжно, показывая двумя пальцами, какая собачка была "ма-а-аленькая". Потом она превратилась в огромного пса, но поскольку "за время пути Собака могла подрасти", претензий у дамы быть не могло.
Я лично плакал в детстве от сказки о Глупом Мышонке-меломане, который оценил кошачье пение, поплатившись за это жизнью, - вот она, цена настоящего искусства!
А человек рассеянный с улицы Бассейной! Даже сегодня, пролетая в Питер и обратно на "Сапсане", я не могу отделаться от того, что в голове постоянно вертятся строки: "Это что за остановка - Бологое иль Поповка?"
Но, между прочим, именно сегодня, читая Маршака уже взрослым зрением, начинаешь обращать внимание на детали, которых не ценил раньше. Ну, например... Сколько разных и интересных вещей дама сдавала в багаж! При этом "Выдали даме на станции Четыре зеленых квитанции..." Четыре! Зеленых!
Это была какая-то другая эпоха, в которой как-то иначе ценились вещи. Их было много, но все они были индивидуальны. И к каждой из них было особое человеческое отношение.
Стихи Маршака знают все дети и взрослые. Но не все дети и взрослые знают, что это был не только прекрасный детский поэт и переводчик стихов Роберта Бернса и сонетов Уильяма Шекспира. Это был человек-эпоха. Достаточно сказать, что "крестным отцом" Маршака, который оказал ему первую помощь в его первых шагах в литературе, был В. В. Стасов - знаменитый музыкальный и художественный критик XIX века, вождь двух объединений: художественного ("передвижники") и музыкального ("Могучая кучка"). А последним секретарем Маршака был не кто иной как Владимир Познер, сегодняшний знаменитый телеведущий. Таким образом Маршак находится, как говорится, через одно рукопожатие, с одной стороны, с Мусоргским и Чайковским, с другой - со всеми "звездами" современной культурной, политической и прочей жизни.
Он родился в Воронеже в семье химика, мастера мыловарения. Затем был Витебск, Покров, Бахмут, Острогожск и другие города необъятной российской империи. Он блестяще закончил гимназию и уже в пятнадцать лет (!) переводил античных поэтов. На каникулах в Петербурге его показали Стасову, и тот был поражен живостью и талантливостью юноши. "... a la Пушкин молодой", - говорил он. Стасов с восторгом рассказывал о юном самородке великому князю Константину Константиновичу, писавшему стихи под псевдонимом К.Р. и даже самому Льву Толстому.
Переехав в Петербург, Маршак знакомится с Репиным, Шаляпиным, Горьким. На даче Горького в Ялте он даже прожил два года. Потом он близко общался с Блоком, дружил с Аверченко и Сашей Черным.
И уж точно самый-самый узкий круг лиц и, возможно, компетентные органы знали, что советский поэт и переводчик Маршак в годы Гражданской войны сотрудничал отнюдь не с "Правдой", а с газетой "Утро Юга", где печатал антибольшевистские фельетоны в пользу деникинского движения. Поэтому неудивительно, что в 60-е годы он поддерживал Солженицына и Бродского.
Вообще, читая стихи Маршака, нельзя не заметить их выдающуюся старомодность. Это был человек из другой эпохи, из другого, более культурного времени. Поэтому так важно, чтобы эти стихи продолжали читать нашим современным детям. А то ведь мы всё и навсегда забудем.
Собственно, об этом и написано замечательное стихотворение Самуила Маршака "Вот какой рассеянный":
"Надевать он стал пальто - Говорят ему: не то. Стал натягивать гамаши - Говорят ему: не ваши... Вместо шапки на ходу Он надел сковороду. Вместо валенок перчатки Натянул себе на пятки..."
Или, например, совсем разучимся культурно говорить:
"Однажды на трамвае Он ехал на вокзал И, двери открывая, Вожатому сказал: - Глубокоуважаемый Вагоноуважатый! Вагоноуважаемый Глубокоуважатый! Во что бы то ни стало Мне надо выходить. Нельзя ли у трамвала Вокзай остановить? Вожатый удивился - Трамвай остановился..."
Мы ведь не хотим, чтобы остановился наш трамвай?
|
Видео: Александр Шансков/РГ |