В этом списке такие легендарные или давно себя зарекомендовавшие столпы гуманитарного образования как Литературный институт им А.М. Горького, Московский архитектурный институт (МАРХИ), Санкт-Петербургская государственная академия театрального искусства, Санкт-Петербургский государственный университет кино и телевидения, Санкт-Петербургский государственный архитектурно-строительный университет.
Как в список неэффективных вызов могли попасть эти вузы? Знают ли чиновники, проводившие мониторинг и делавшие анализ, о том уникальном вкладе, который внес СПГАТИ или ЛГИТМиК (так по традиции его называют в театральном народе) в культуру страны, в ее кинематограф? Выдающиеся педагоги, режиссеры - Вениамин Фильштинский, из года в год выпускающий великолепных актеров, Лев Додин, в свое время набравший вместе с легендарным педагогом Аркадием Кацом свой первый курс, который и стал основой нынешнего Малого драматического (МДТ - Театр Европы); уникальный факультет кукольного театра, выучивший всех знаменитых "кукольников" страны… Блистательные теоретики, практики театра - вуз, являющийся золотым фондом отечественной культуры. Он - неэффективен?
Изумление вызывает и удар по архитектурному образованию - МАРХИ, имеющему 250-летнюю историю и являющемуся ведущей архитектурной школой страны, или Санкт-Петербургскому государственному архитектурно-строительному университету. Означает ли признание их неэффективности отсутствием государственного интереса к архитектуре как таковой? При таком подходе мы и дальше будет превращаться в мировую провинцию, которая может развиваться только за свет приглашенных архитектурных "звезд".
По каким же признакам оценивалась неэффективность этих вузов?
Вот они:
1. Образовательная деятельность: средний балл по ЕГЭ студентов, принятых по результатам ЕГЭ на обучение по очной форме по программам подготовки бакалавров и специалистов за счет средств соответствующих бюджетов бюджетной системы РФ или с оплатой стоимости затрат на обучение физическими и юридическими лицами (средневзвешенное значение);
2. Научно-исследовательская деятельность: объем НИОКР в расчёте на одного научно-педагогического работника (НПР);
3. Международная деятельность: удельный вес численности иностранных студентов, завершивших освоение основной образовательной программы высшего профессионального образования (ООП ВПО), в общем выпуске студентов;
4. Финансово-экономическая деятельность: доходы вуза из всех источников в расчете на одного НПР;
5. Инфраструктура: общая площадь учебно-лабораторных зданий, имеющихся у вуза на праве собственности и закрепленных за вузом на праве оперативного управления, в расчете на одного студента.
На недавнем заседании в Союзе театральных деятелей, куда собрались почти все ректоры театральных вузов Москвы и Петербурга, ректор СПГАТИ Сундстрем возмущенно заявил, что не будет контролировать (как требуется в документах Минобрнауки) дисциплинированность педагогов. "Эти люди работают столько, что если я опубликую их реальное время работы, придется платить за переработку, а у нас таких денег нет". Не эта ли "строптивость" ректора послужила причиной квалификации вуза как "неэффективного"? Или подлинным интересом чиновников являются роскошные, находящиеся в исторических центрах городов, здания? Не потому ли неэффективном был признан единственный в стране Литературный институт им. Горького, который размещается в роскошном особняке на Тверском бульваре столицы?
Впрочем, представители министерства подчеркнули, что вузы, попавшие в число неэффективных, вовсе не обязательно будут закрыты. По итогам анализа может быть реализован широкий спектр мер по повышению эффективности деятельности вузов и филиалов: оказание дополнительной финансовой поддержки, усиление руководства, регулирование контрольных цифр приема и другие меры, в том числе реорганизация, если учреждение или филиал в перспективе не сможет обеспечить высокое качество подготовки и востребованность студентов.
1. Государственный музыкально-педагогический институт имени М.М. Ипполитова-Иванова;
2. Государственный специализированный институт искусств;
3. Государственный университет по землеустройству;
4. Государственный университет управления;
5. Литературный институт им.А.М.Горького;
6. Московская государственная академия водного транспорта;
7. Московский архитектурный институт (государственная академия);
8. Московский государственный агроинженерный университет имени В.П.Горячкина;
9. Московский государственный вечерний металлургический институт;
10. Московский государственный гуманитарно-экономический институт;
11. Московский государственный открытый университет;
12. Московский государственный технический университет "МАМИ";
13. Московский государственный университет дизайна и технологии;
14. Московский государственный университет природообустройства;
15. Московский государственный университет технологий и управления;
16. Московский педагогический государственный университет;
17. Российский государственный гуманитарный университет;
18. Российский государственный социальный университет;
19. Российский государственный торгово-экономический университет;
20. Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Московский государственный университет печати имени Ивана Федорова".
Результаты мониторинга федеральных образовательных учреждений высшего профессионального образования.