Госдума приняла во втором чтении законопроект о контроле за соответствием расходов чиновников их доходам. Документ предполагает декларирование крупных расходов на приобретение земли, другой недвижимости, транспортных средств, ценных бумаг и акций. Госслужащего обяжут предоставлять сведения обо всех расходах, превышающих общий доход его или его супруги по основному месту работы за три года до заключения сделки. Представлять декларацию о расходах должен каждый госслужащий и каждый чиновник независимо от их ранга. Если в ходе проверки обнаружится дисбаланс между приходным и расходным "ордерами", от чиновника потребуют объяснить, откуда он взял средства, а суд будет вправе обратить в доход государства незаконно приобретенную собственность.
К законопроекту есть вопросы. Например: обязав чиновника указывать превышение расходов над доходами, не заставят ли его тем самым доносить на самого себя? Или: если сведения о расходах будут подаваться представителю нанимателя, то не возникнет ли круговая порука?
Предположим, с какого-то момента госслужащих обяжут подавать две декларации - о доходах и о расходах. Насколько достоверны они окажутся? Не будет ли в них искажений и умолчаний? И не повторится ли история, происшедшая с генералом Виктором Гайдуковым, который был уволен "за предоставление ложных сведений об имуществе и доходах" и который затем обвинялся в крупном хищении?
Ясно, что декларации должны быть проверены. Так уже случалось, но не стало обязательной процедурой. В свое время отчеты о чиновничьих доходах и имуществе проверяли Генпрокуратура и ФНС - и находили в поданных декларациях десятки тысяч несоответствий.
Расхождения реальных доходов с задекларированными время от времени обнаруживаются. Но эти расхождения носят обычно формальный характер и редко кого изобличают в незаконном обогащении. По данным Левада-Центра, 70 процентов россиян не доверяют сведениям о доходах и имуществе, публикуемых госслужащими. Почти 80 процентов опрошенных убеждены, что чиновники декларируют далеко не все; что обнародованные цифры, и без того потрясающие воображение обывателя, отражают лишь мизерную долю реального богатства. А с другой стороны - тоже по данным опросов - граждане уже не очень интересуются, сколько зарабатывают большие начальники. Считать деньги в чьих-то широких карманах - казалось, нет для российского обывателя удовольствия слаще. Вроде так и должно быть: чем выше неуклонно растущее благосостояние правящего сословия, тем острее внимание масс к имуществу и доходам славных его представителей. Ан нет, тут зависимость получилась обратная. И, мне кажется, вот почему: материальный достаток важных персон таков, что просто не укладывается в голове российского обывателя.
Почему же многие не желают знать, сколько за год заработал тот или иной министр или глава региона? Первая причина - "отсутствие интереса к чужим доходам" (34 процента). Вторая - априорное недоверие к предоставленной информации (29 процентов). "Ничего удивительного в этом нет, - говорит глава ВЦИОМ Валерий Федоров. - В обществе сложилась презумпция виновности чиновников".
Отдельный сюжет - подарки чиновникам. Материальные знаки внимания государственным служащим долго не удавалось регламентировать. И вот введены законодательные ограничения: все "протокольные" подарки, стоимость которых превышает 3 тысячи рублей, признаны недопустимыми. На умеренность принимающей подношения стороны, выходит, никто не надеется. Нет упований и на умение должностного лица самостоятельно определять, связан ли подарок с его служебной деятельностью.
Ладно, предельная цена на подарок чиновнику установлена. Но едва ли эта мера окажется эффективной. Ведь подарок (а по сути взятка) не всегда имеет вещественное воплощение. В ходу все чаще такие знаки вознаграждения, как, например, устройство родственников влиятельного чиновника на доходные посты в сфере бизнеса. Подобные подарки, понятное дело, не требуют декларирования.
А контроль над расходами, конечно, необходим. Как это заведено, например, в США, Финляндии и даже в Мексике. Не проработав в бизнесе ни дня, многие государственные и муниципальные чиновники, депутаты тратят сотни тысяч долларов в месяц, демонстрируя недоступные российскому большинству стандарты потребления. Несоответствие официальных доходов госслужащего тому образу жизни, который он ведет, давно никого не удивляет. Потому-то и теряется интерес к материальному положению чиновников. Хотя сама потребность общества в такой информации этим не отменяется. Недаром 57 процентов респондентов, даже не очень доверяя опубликованным данным, на вопрос, надо ли дальше их публиковать, твердо ответили: надо! Но это имеет смысл лишь тогда, когда контролируются и расходы, а обнаруженные несоответствия тоже становятся достоянием гласности и как минимум требуют объяснений.
Способен ли контроль над расходами госчиновников стать действенным антикоррупционным механизмом? Мне кажется, способен. При одном обязательном условии - если декларации о потраченном будут проверяться. Боясь показаться наивным, добавлю: для приведения чиновников в чувство вполне хватило бы и деклараций о доходах. При том же условии - если бы они проверялись.