Несмотря на огромную разницу в возрасте, отношения сразу же сложились. Без всяких сомнений числю чемпиона Олимпийских игр и их двукратного серебряного призера лучшим фигуристом ХХI века. И во всех Жениных сложностях, непростых семейных и спортивных передрягах я на стороне этого уже взрослого и набравшего опыт человека, обладающего не только талантом, что встречается нередко, но и потрясающим мужеством. Получая тяжелейшие травмы, ложась под нож хирурга, он дважды не просто возвращался, а возвращался и выигрывал.
Сынишка уже на пороге
Женя, ты в ожидании большого события...
Евгений Плющенко: Да, скоро вновь стану отцом.
Когда - скоро?
Евгений Плющенко: Совсем скоро.
И уже известно - кто?
Евгений Плющенко: Будет мальчик.
И как вы его с женой Яной Рудковской назовете? В раздумьях?
Евгений Плющенко: Раздумья позади. Александр. Александр Великий.
Все болит, но я живой
Как твое самочувствие? Есть такая байка, что если тебе за 50, ты просыпаешься и ничего не болит...
Евгений Плющенко: Мне 30, и я хочу сказать, что, может, и к счастью, у меня в мои 30 все болит. И я живу - очень даже живой. Но если честно и серьезно, то есть сейчас небольшая травма спины. Несколько проблемная. Колени, тьфу-тьфу, залечил. Нет, в целом работаю, тружусь.
И как все это происходит? Профессор Мишин говорит, что иногда чуть не два раза в день тренируетесь?
Евгений Плющенко: Не чуть и не иногда, а ежедневно. Две тренировки на катке кроме среды и воскресенья. Плюс сейчас занимаюсь общей физической подготовкой. Перед льдом - два зала, потом фитнес с подкачкой. Баня. А еще плаваю. Весь день погружен только в спорт.
Вот этого я не совсем понимаю. Как выходить на лед каждый день с болью - если не колени, то спина? Не надоело терпеть и превозмогать? Я помню, ты делал свой пируэт Бильман...
Евгений Плющенко: Его я закончил выполнять в 21 год. А вообще, очень тяжело. Мучаюсь.
Попасть точно в цель
Но ради чего?
Евгений Плющенко: У меня есть цель. Хочу прийти и снова добиться, потому надо терпеть, стремиться. Надо жить для семьи и еще этой целью.
Цель в четвертый раз подряд все та же - наша любимая? Олимпиада?
Евгений Плющенко: Конечно. Сочи - 2014-й год.
А что дальше?
Евгений Плющенко: Дальше - прекрасная жизнь. Мои дети будут расти - у меня появится еще один ребенок. Мы вместе будем узнавать новые виды спорта. Не буду бояться, как сейчас, играть в футбол или в хоккей. Хочу поставить их, это естественно, на коньки - как без фигурного катания. Пусть овладеют им тоже, а я передам им мои тайны. Пойдет школа. Мой сын от первого брака в следующем году уже идет в первый класс. А потом - тренерство.
Это серьезно - относительно работы тренера?
Евгений Плющенко: Есть мечта, как и Алексей Николаевич Мишин, воспитать олимпийских чемпионов. Хотя бы одного чемпиона. Планы есть.
В поисках прыжков и харизмы
Это я понял. А что скажешь о нашем российском фигурном катании сегодня, о наших ребятах? Видел в этом году почти всех. И что-то трудно кого-то выделить, хоть и прыгали четверные.
Евгений Плющенко: Есть 12-13-летние мишинские ребятки. Вот у кого большое будущее, перспективы огромные, уже прыгают три с половиной оборота. Разучивают четверной тулуп. Но им надо еще пару лет. А то, что я сейчас вижу... Да, есть наши, которые катаются даже на мировой арене. Но чего-то у них нету. Даже сложно сказать чего. Харизмы? Нет такого, чтобы взять и выделиться, пусть и одним каким-то пунктом, например, красивым катанием. Или сложной техникой. А так в Москве или в Петербурге никого уж такого я не видел. Да, все катаются, и в принципе неплохо. А на мировой арене, мне кажется, бороться с японцами, с Чаном из Канады, да я с десяток могу назвать фигуристов, им сложно. И набирать скорость поздновато. Поэтому они закладывают хороший уровень нашего будущего фигурного катания.
Тебя не тревожит, что столько появилось не у нас, в мире, классных фигуристов? Как с ними бороться?
Евгений Плющенко: Есть очень сильные люди. А как с ними бороться? Надо много работать. И тренироваться, себя не жалеть.
Меня больше всего смущает Чан. Раньше был такой гладенький фигурист, прямо под новые правила. А сейчас - какие четверные!
Евгений Плющенко: Тоже хороший спортсмен. Могу назвать вам еще десять, которые претендуют на попадание в призы. Бороться сейчас сложно, очень сложно. Но надо выполнять свою работу. Мы с Алексеем Николаевичем готовы.
Сезон на обкатку
А что у тебя в этом сезоне?
Евгений Плющенко: Первенство России и, надеюсь, чемпионат Европы. А там доживем - увидим: может, и чемпионат мира.
Далеко ехать - город Лондон в канадской провинции Онтарио.
Евгений Плющенко: Очень далеко. А что делать? Получится - значит, надо ехать. Посмотрим. Сейчас первый официальный старт будет на небольших соревнованиях. Потом - Сочи, где чемпионат страны. И как буду себя чувствовать. Но желание соревноваться есть.
Меня заводит Яна
Смотрю на тебя и на твою Яну и вижу: она тебя воодушевляет, прямо поднимает.
Евгений Плющенко: На 100 процентов. Мы ждем ребенка. Казалось бы, какие там остальные дела. Но нет. Энергетика Яны, ее ритм жизни такой, что мне тоже хочется двигаться. И не просто двигаться - творить. Потому что в жизни Яны каждый день что-то происходит - новая придумка, оригинальная идея. Она меня заводит, направляет. Я со своей женой не могу расслабиться (смеется). Движусь вперед.
Но можно же на время и отключиться. Не гневи Бога.
Евгений Плющенко: Иногда - на две недели, когда мы уезжаем далеко. Отдых на каких-нибудь островах, название которых не всем известно.
Профессор Мишин нас заметил
Мишин тобой гордится.
Евгений Плющенко: В этом году будет 19 лет, как мы вместе. Двадцатилетие обязательно отметим: проведем что-нибудь эдакое - необычное. Это правда: я еще не встречал, чтобы фигурист и спортсмен были вот так неразлучны. На льду он заменяет мне отца. Мишин мне все - наставник, учитель. Человек, которому от меня пожизненная благодарность. Дай Бог ему здоровья.
В "за 70" здоровье необходимо.
Евгений Плющенко: А он остается жизнерадостным, юморным, строгим, справедливым.
Ты с ним не ссоришься, не тыркаешься?
Евгений Плющенко: Конечно, бывает. А как без этого в спорте? Начинаешь какие-то вещи придумывать, и у него свое мнение, у меня - свое. Ну и что? Он мой друг.
В дружбе с Басковым, Биланом и Филом
Женя, одна история, совсем не спортивная, из твоей уже ставшей богатой биографии меня весьма заинтересовала. Ты был быстро и безоговорочно принят как свой в мире шоу-бизнеса. А там люди еще посуровей, построже, чем в нашем любимом спорте. Чужаков не пускают. Как удалось прорваться? Благодаря жене?
Евгений Плющенко: Если взять жизнь до Яны, то и тогда я общался со многими людьми из этого круга, был неплохо с ними знаком. А сегодня благодаря Яне тоже. Это ее мир. И в этом мире у меня много друзей.
А кто у тебя в друзьях из того мира?
Евгений Плющенко: Коля Басков - один из самых близких. Ну и, конечно, Дима Билан, сейчас Фил Киркоров. Дружим, постоянно общаемся. Могу назвать очень много.
А из спортивных ребят?
Евгений Плющенко: Н-да, из спортивных? Сейчас сложно. Наверно, хоккеисты, наверно, Леша Жамнов, Саша Юдин, Овечкин, Ковальчук. Я бы даже сказал, что не то что близкие друзья. Но мы хорошо общаемся.
Фигуристы есть?
Евгений Плющенко: Старая школа - Таня Навка, Рома Костомаров, Леша Полищук - акробат из Украины. Со всеми, с кем дружил, поддерживаю плотные отношения. И всех пригласил на мое 30-летие.
Женя, прости, но не смог - командировка.
Евгений Плющенко: Ничего страшного.
Подарок за мной. Ничего, если пришлю свои книги? Передам на этапе Гран-при в Москве 9 ноября.
Евгений Плющенко: За книги заранее благодарю, то, что еще не читал, прочитаю с удовольствием. Но в Москве не буду. Получил приглашение в Давос: вручат международную европейскую премию "Возвращение года". Там Шарапова, Федерер, выдающиеся спортсмены. И я туда вписался.
Обнимаю и поздравляю. Шагаем мы с тобой уже сколько лет вместе. Может, не имеет права журналист на такие признания, но ты мой любимый фигурист. И дело не в медалях и даже не в чемпионстве. Пожалуй, не встречал я в спорте таких мужественных людей. Удач тебе, привет Яне.
Евгений Плющенко: И вам. Яне передам.