До сих пор национальная политика России выстраивалась в рамках стратегии, принятой в 1996 году. За 16 лет и в государстве, и в обществе произошли большие изменения, в том числе в сфере межнациональных отношений. И, как заявляли эксперты, на сегодняшний день многие ее направления оказались нежизнеспособны. Что для страны, жители которой говорят на 278 языках, и на территории которой проживают представители 193 этнических общностей - каждая со своими особенностями материальной и духовной культуры, неприемлемо. Новая стратегия государственной национальной политики разрабатывалась рабочей группой Совета при президенте РФ по межнациональным отношениям, но в создании документа активно участвовало и общество: во всех регионах России прошло большое количество "круглых столов", конференций, брифингов, разработчики получили много предложений и замечаний.
Итоговый вариант проекта стратегии членам Общественной палаты представил выступивший с докладом руководитель рабочей группы Вячеслав Михайлов. В числе основных приоритетов при составлении документа, главным он назвал уход от политической стороны национального вопроса к смещению акцента на культуру каждого народа в составе страны, сохранение коренных этносов и обеспечение единства народов России.
За почти два часа выступило около 20 человек. Одна из наиболее горячо обсуждавшихся тем - предотвращение межэтнических конфликтов. В частности, речь шла о проблеме мигрантов, их адаптации и интеграции. Важной составляющей стратегии государственной национальной политики России сегодня участники дискуссии считают полную деполитизацию этничности и акцент на развитие этнокультурного разнообразия. Одним из основных пунктов новой стратегии становится укрепление гражданского единства общества, разработчики документа предлагают, говоря о нации и государстве, подразумевать не национальное государство, а полиэтническую государственную цивилизацию.
"Проект стратегии получился откровенным и честным, в нем нашли отражение острые проблемы межэтнических отношений, существующие сегодня", - считает первый заместитель секретаря ОП Михаил Островский. В своем выступлении он подчеркнул: "Нельзя не согласиться с тем, что нынешнее законодательство не в полной мере соответствует потребностям общества по укреплению гражданского единства, снижению накала межнациональной напряженности, не содержит норм, способствующих межэтническому диалогу, обеспечению гражданского мира и межнационального согласия". С этой оценкой документа был согласен член ОП РФ Николай Сванидзе сказавший, что все акценты в стратегии расставлены точно: "Текст документа очень хорошо проработан, причем видно, что он отрабатывался последовательно".
По итогам дискуссии будут подготовлены предложения, которые затем будут направлены в рабочую группу Совета при президенте РФ по межнациональным отношениям. Планируется, что стратегия государственной национальной политики РФ может быть утверждена Указом Президента РФ 1 декабря 2012 года.
Один из участников обсуждения в ОП РФ, директор Института этнологии и антропологии, член президентского Совета по межнациональным отношениям Валерий Тишков, ответил на вопросы "Российской газеты" после окончания дискуссии.
- Что показала сегодняшняя дискуссия, много ли было замечаний практиков по тексту проекта стратегии?
Валерий Тишков: Я считаю, что со стороны общества в лице Общественной палаты внесен очень полезный вклад. Важно, что своими мыслями, тревогами и сомнениями делились люди, которые живут в регионах, национальных республиках и не связаны в своей деятельности с какими-то государственными службами, они хорошо знают реальное положение дел в сфере межэтнических отношений. Принципиальных претензий к тексту проекта не было. Но было несколько моментов, о которых говорилось сегодня и которые мы в Совете по межнациональным отношениям обязательно будем учитывать.
- Назовите хотя бы две-три таких обсуждавшихся позиции.
Валерий Тишков: Например, в стратегии на первый план вынесены вопросы безопасности, а не вопросы, связанные с позитивным развитием национальных языков, культуры народов. Такая заточенность на безопасности в сфере межнациональных отношений немного напрягает. Я бы даже поменял местами некоторые положения стратегии, поставив в начале, скажем, вопросы о поддержке языков, информации, образования и культуры народов России. А уж потом бы - вопросы ксенофобии, предупреждение конфликтов на этой почве, проявлений межрелигиозной розни, межэтнической нетерпимости, экстремизма. Это - что касается структурных моментов.
Не очень также ясно в результате последних корректировок текста, на чем мы все-таки остановимся, говоря о российской нации, - как мы ее определим: как "гражданская" или как "политическая"? Последняя внесенная правка была со сдвигом в сторону политической. Но сегодня раздались вполне справедливые аргументы, что термин "гражданская нация" более адекватен реалиям времени. Также некоторые представители регионов выразили обеспокоенность тем, что в тексте не названы национальные республики, а это надо бы сделать.
- Как вы относитесь к прозвучавшей недавно идее отказаться в федеративном устройстве России от национальных округов и национальных республик?
Валерий Тишков: Резко отрицательно.
- Какие многоэтничные страны с успешной государственной межнациональной политикой вы привели бы в пример?
Валерий Тишков: Таких государств с многонациональным населением, где давно и прочно существует идея гражданской нации, единого народа, очень много. Это и Испания, когда после ухода Франко утвердила понятие испанской нации, которая вмещает и каталонцев, и басков, и галисийцев. И Великобритания, которая перешла от английскости к понятию British people (британский народ), несмотря на то, что есть у них и ольстерские сепаратисты, и шотландский сепаратизм. Да, фактически, это все крупные страны.
- Что может взять наша страна из этого их жизненного, практического опыта?
Валерий Тишков: Прежде всего, нам нужно помнить о собственном российском опыте и уметь им пользоваться. Что касается опыта зарубежного мира, из него, прежде всего, нам надо взять саму идею того, что нация не является монокультурной общностью людей, а есть полиэтничное, многоконфессиональное образование, основанное на принадлежности к суверенному, единому государству, к единому народу, который объединен одной страной, одной родиной и, конечно, общей историей и очень мощной общей культурой. Потому что нашу российскую культуру вы же не разделите на чеченскую, русскую, еврейскую, мордовскую и так далее. Общая история и культура - это тот фундамент, на котором держится любая нация.