Этот форум недаром называют уникальным. Начиная с 1996 года он объединяет страны Европы, Южной Азии и Тихоокеанского региона. По сути, АСЕМ - это площадка для поиска ответов на стремительно меняющуюся мировую ситуацию. А она, с одной стороны, характеризуется глобализацией и углублением всеобщей взаимозависимости. А с другой - регионализацией, повышением значения наиболее интенсивно развивающихся регионов.
Россия в силу своего географического, культурного многообразия и экономического потенциала не может не быть ключевым звеном этого процесса. Вступление нашей страны в АСЕМ в 2010 году имело большое значение не только для нас и самой организации, но и для всей архитектуры международных отношений. Позволило в буквальном смысле связать два влиятельных центра мировой политики и экономики. Недаром Россию называют Евро-Азиатской или, как пишут некоторые исследователи, Евро-Тихоокеанской страной.
Всё более очевидно, что для устойчивого глобального развития необходима система взаимосвязанных, но самостоятельно развивающихся региональных интеграционных объединений. В Западной Европе главный интеграционный механизм - Европейский союз. Несмотря на трудности, он остается двигателем экономического развития Старого Света. На долю ЕС приходится около 50% российского товарооборота.
В Азии работают несколько многосторонних объединений, в том числе - АТЭС, в котором в этом году председательствовала Россия. На саммите во Владивостоке были одобрены российские инициативы по продовольственной безопасности, развитию агропромышленной отрасли, борьбе с незаконным промыслом морских живых ресурсов. Был сделан акцент на формирование альтернативных транспортных коридоров. А также - на деятельность центров управления в кризисных ситуациях и их объединение в региональную сеть.
Россия активно взаимодействует с государствами АСЕАН в рамках Регионального форума. Мы заинтересованы в дальнейшем развитии торгово-экономических связей с членами АСЕАН, запуске новых совместных проектов, прежде всего, в высокотехнологичных отраслях.
Наконец, сама Россия - совместно с белорусскими и казахстанскими партнёрами участвует в большом интеграционном проекте - создании к 2015 году Евразийского Экономического союза на базе Таможенного союза и Единого экономического пространства. Одна из важнейших задач этого объединения - открыть национальные экономики для более тесной работы с партнёрами. Сформировать условия для построения общего экономического пространства от Западной оконечности Европы до Тихого океана. Эту цель преследует и Договор о свободной торговле в СНГ. Убеждён: когда Евразийский Экономический союз заработает в полную силу, мы сможем снять барьеры для движения товаров, капиталов и услуг на Евразийском пространстве.
На ближайшие годы и десятилетия перед Россией стоит важнейшая историческая задача - обеспечить ускоренную модернизацию экономики на основе гармоничного развития российских регионов. Приоритет будет отдаваться Сибири и Дальнему Востоку. Во-первых потому, что раньше для полноценного развития этой части страны не хватало средств. Во-вторых, в условиях смещения фокуса мировой экономики на восток - России просто необходимо активнее действовать в Азиатско-Тихоокеанском регионе, который становится центром глобального экономического роста, обеспечивая около 55 процентов глобального ВВП, почти половину объёмов мировой торговли.
Огромный и пока явно недостаточно раскрытый потенциал нашей страны, занимающей около трети Евро-Азиатского континента, заключается в её транспортных и транзитных возможностях. Российская транспортная сеть относительно хорошо развита: Транссибирская и Байкало-Амурская магистрали, морские порты во всех бассейнах, сеть воздушных линий и аэропортов, обеспечивающих кратчайшие пути перевозок и совпадающих с основной конфигурацией грузопотоков. Модернизация и либерализация экономических условий способны обеспечить значительный рост объема транзитных перевозок - не менее 15% общего грузопотока - в сообщениях Европа-Азия, а также - Европа-Азия-Америка. Транссиб способен перевозить до 100 млн тонн в год, и это будет наиболее короткий путь. Специализированный грузовой состав проходит от Находки до западных границ России за девять дней, а до Западной Европы он может дойти за две недели, в то время как срок движения грузов по морю от портов стран АТР до Гамбурга или Антверпена - 35 суток.
Многообещающие перспективы открываются для развития Северного морского пути, который в два раза короче нынешних маршрутов из Европы в Восточную Азию через Индийский океан. При всей трудности его содержания стоимость провода судов через Северный Ледовитый океан на 30% дешевле, чем через Индийский океан.
Качественно новую роль играет и воздушный транспорт. Эксплуатация российского воздушного пространства и аэродромной сети Сибири (имеющейся и планируемой) выгодно для всех сторон, поскольку в этом случае более экономичным окажется использование самолетов средней дальности с их дозаправкой на российской территории. В первую очередь это касается перелетов по маршруту Европа - Восточная Азия.
Убеждён в том, что АСЕМ - это перспективная площадка для обсуждения всех наиболее актуальных проблем современного развития: от экономической устойчивости до новых технологий и изменения климата.
Форум АСЕМ, где представлены интенсивно развивающиеся, амбициозные и очень разнообразные страны, способен сформулировать приоритеты развития не только Евро-Азиатского континента, но и всего мира. При этом в таком диалоге должны участвовать и государства, и региональные многосторонние объединения. Россия давно готова к взаимодействию на данном направлении. Наш опыт многовекового существования на стыке различных культур и цивилизаций будет, безусловно, востребован и в развитии в рамках АСЕМ межкультурного диалога, и в создании единого экономического пространства от Атлантики до Тихого океана.