04.11.2012 11:26
Происшествия

Саратовская полиция помогла вернуть историческую реликвию

Текст:  Андрей Куликов (Саратов)
Сотрудники ГУ МВД по Саратовской области помогли вернуть знамя некогда градообразующего предприятия - Саратовского авиационного завода. Еще полгода назад знамя должны были предать в областной краеведческий музей, однако его удерживал у себя один из бывших руководителей предприятия. Скандальную ситуацию удалось разрешить только благодаря вмешательству полиции.
Читать на сайте RG.RU

В июле этого года арбитражный суд постановил исключить Саратовский авиационный завод из государственного реестра юридических лиц, так завершилась многолетняя процедура банкротства предприятия.

- Осенью прошлого года уникальные экспонаты заводского музея, богатейший материал по истории российской авиации: более 2, 5 тысяч единиц хранения - документы, макеты, награды - были переданы в музей Саратовского технического университета имени Гагарина, - рассказывает экс-директор музея завода Валентин Аристархов.

А несколько самых ценных экспонатов: ордена завода и два исторических знамени - Государственного комитета обороны и Знамя завода, которое было вручено предприятию в 1945 году - решили передать в областной краеведческий музей.

Письменное обязательство в этом конкурсный управляющий предприятия Геннадий Балашов направил директору областного краеведческого музея Евгению Казанцеву. Награды и знамя ГКО в музей отдали, а Знамя завода с орденскими лентами исполнительный директор Юрий Онюшкин, как рассказали ветераны, забрал из заводского музея к себе в кабинет.

- Сначала обещал отдать, а потом перестал отвечать на телефонные звонки, - говорит Валентин Аристархов.

Бывший конкурсный управляющий из Пензы Геннадий Балашов подтвердил "Российской газете", что решение о передаче знамени в областной краеведческий музей было им принято. Почему его прежний подчиненный не выполнил эту договоренность, конкурсному управляющему не известно. Балашов лишь сообщил, что когда он принял завод, на балансе предприятия знамя не числилось и юридической ответственности он за него нести не может.

С самим Юрием Онюшкиным связаться не удалось. По прежнему телефону исполнительного директора сообщают, что здесь находится Поволжская арбитражная компания.

- Юрий Андреевич  у нас не работает, чем занимается, и как с ним связаться, не знаю, - сообщила секретарь.

Между тем, ветераны завода, которые живут по соседству, говорят, что экс-директор по-прежнему почти каждый день бывает на бывшей территории предприятия. Юрий Онюшкин проработал на САЗе недолго, несколько последних лет, до этого трудился на руководящих должностях на ряде других предприятий области. Чем была вызвана такая привязанность управленца к исторической реликвии авиастроителей - можно только догадываться.

В прокуратуре Заводского района Саратова, куда ветераны завода обратились с просьбой дать оценку законности действиям экс-руководителя, проверку проводить отказались.

- Этот вопрос не входит в нашу компетенцию, - заявил корреспонденту "РГ" заместитель прокурора района Александр Тришев.

Более отзывчивым оказалось руководство саратовской полиции. Ветеранская организация предприятия совместно с "Российской газетой" обратились в ГУ МВД по Саратовской области и попросили дать произошедшему правовую оценку.

И вот наконец нам сообщили хорошую новость, в ходе проверки, о проведении которой распорядился начальник ГУ МВД генерал-лейтенант Сергей Аренин, знамя было выдано работникам ОБЭП. По результатам проверки будет принято решение о дальнейшей судьбе главной реликвии авиационного завода. По-видимому, как и предполагалось, знамя завода передадут в музей.

Комментарий

Александр Никитин, юрист:

- По-моему мнению конкурсным управляющим в данной ситуации была проявлена недобросовестность. В соответствии с законодательством он должен был выяснить ценность указанных реликвий, для этого необходимо было организовать комиссию, чтобы она решила этот вопрос. Однако этого сделано не было. На мой взгляд, таким действиям должна дать оценку саморегулируемая организация арбитражных управляющих.

Мне кажется это необходимо сделать еще и потому, что случай этот, к сожалению, не единичный, зачастую реликвии, принадлежавшие ликвидируемым предприятиям, исчезают безвозвратно, и никто на это внимания не обращает. Что касается лица, которое удерживало знамя, если у него был умысел на присвоение этого имущества, в таком случае к нему должна быть применена уголовная ответственность.

Справка "РГ"

Во время войны на Саратовском авиационном заводе выпускались истребители ЯК-1, ЯК-3. На самолетах, построенных в Саратове, летали знаменитые советские воздушные асы, сражались летчики эскадрильи Нормандия - Неман. Здесь же на заводе началось патриотическое движение по приобретению самолетов советскими гражданами для фронта. Один из трех самолетов ЯК-1, которые купил на свои сбережения колхозник Ферапонт Головатый, сохранился в областном музее краеведения до нашего времени. После войны САЗ освоил выпуск самолетов гражданской авиации ЯК-40, ЯК-42. В 70-е годы прошлого века здесь разработали и построили единственный в мире самолет вертикального взлета Як-38, производили ракеты для зенитных войск, которыми сбивали американские самолеты. Как подсчитали заводчане, произведенными на предприятии ракетами во Вьетнаме было сбито почти тысяча триста американских самолетов, в том числе 54 бомбардировщика.

Следствие Саратов Средняя Волга