Вот самые свежие примеры ленты новостей. В Омске теперь уже бывший полицейский получил 2,5 года за то, что пообещал за деньги спасти некоего молодого человека от тюрьмы. За свои услуги участковый уполномоченный запросил 900 тысяч рублей. Деньги взял, но парнишку все равно посадили. Выходит - обманул.
Если бы полицейский действительно за деньги помог преступнику избежать срока, была взятка. А так участковому инкриминировали "мошенничество". В Челябинске же в суд ушло дело, по которому проходят сразу 11 человек. Правоохранители полагают, что они с помощью поддельных документов получали кредиты в банках и тратили в свое удовольствие. Без отдачи. А в Нижегородской области осуждена на 10 месяцев условно главный бухгалтер детского садика, приписавшая себе 3 тысячи казенных рублей. Такие разные судьбы и характеры, дела у каждого свои, но все попадают под одну статью: "мошенничество". Естественно, при таком широком охвате состава преступления на практике нередко возникают накладки при применении статьи. Поэтому Верховный суд России предложил конкретизировать виды мошенничества в Уголовном кодексе, разработав соответствующий законопроект.
Планируется детально прописать новые виды мошенничества. Среди обсуждаемых идей: ввести отдельное наказание за аферы чиновников, прописать признаки финансовых пирамид и строже наказывать за обман, когда человек остался без жилья.
Комитет Госдумы по гражданскому, уголовному, арбитражному и процессуальному законодательству создал специальную рабочую группу, которая будет дорабатывать проект поправок в Уголовный кодекс, детализирующий понятие мошенничества. Пока в проекте значатся шесть новых статей для аферистов. Однако в среде правоведов уже возникли жаркие споры, что оттуда лучше убрать, что добавить.
Документ уже принят в первом чтении. Но в таком виде его не оставят. Сейчас начинается решающая работа над проектом. Как отметил председатель Ассоциации юристов России, глава комитета Госдумы по законодательству Павел Крашенинников, законопроект призван упорядочить судебную практику назначения уголовной ответственности за мошеннические действия, порой имеющую чрезмерно расширительную трактовку.
В результате, как рассказывают правозащитники, правоохранители часто возбуждают дела на предпринимателей, пытаясь найти уголовную хитрость там, где человек проявил просто деловую хватку. Зато настоящие мошенники, подчас, уходят от погони. "Статистика свидетельствует о том, что если по статье 159 УК, предусматривающей ответственность за мошенничество, возбуждается, допустим, 50 тысяч уголовных дел, то до суда доходит примерно половина; к реальным срокам лишения свободы приговариваются уже не тысячи, а сотни человек, - рассказал заместитель председателя Верховного суда России Анатолий Толкаченко. - Однако впоследствии в результате кассационного пересмотра дел отбывают уголовные наказания лишь десятки".
По мнению сторонников проекта, новые подходы смогут изменить ситуацию. Среди ключевых предложений: урезать возможности правоохранительных органов на возбуждение подобных дел по собственному желанию. В большинстве случаев начать расследование можно будет только по заявлению потерпевшего. Обижен кто-то конкретно? Тогда сыщики возьмутся за дело. "Представляется более уместным, чтобы уголовные дела о мошенничестве в подавляющем большинстве случаев возбуждались по заявлениям потерпевших, а не по усмотрению правоохранительных органов, - заявил председатель Ассоциации юристов России, глава Комитета Госдумы по законодательству Павел Крашенинников. - Исключения могут составлять только случаи, когда в качестве потерпевших оказываются государственные или муниципальные организации. Такой подход, безусловно, позволит снизить число ошибок и злоупотреблений в ходе возбуждения уголовных дел о мошенничестве, будет способствовать более четкому разграничению уголовно-наказуемых деяний от гражданско-правовых отношений. Есть и другие замечания, как содержательного, так и юридико-технического характера".
Неожиданное предложение в ходе обсуждения проекта поступило от МВД России: ударить законом по не чистым на руку чиновникам. Как рассказал на заседании в Госдуме один из руководителей главного управления экономической безопасности МВД России, ведомство готовит поправки, касающиеся мошеннических действий чиновников. Подразумевается, что под такую статью будут попадать столоначальники, у которых бюджетные средства растекаются неизвестно куда. Впрочем, пока в самом ведомстве еще идет обсуждение идеи.
Не исключено, что своя версия появится и у членов рабочей группы в Госдуме. "Подготовка ко второму чтению требует привлечения широкого круга экспертов и специалистов, - - сказал Павел Крашенинников. - - В состав рабочей группы включены представители администрации президента и правительства России, региональные руководители, представители правоприменительных и правоохранительных органов, а также представители бизнес-сообщества и общественных организаций. Уверен, что общими усилиями нам удастся подготовить такой текст законопроекта, который полностью соответствовал бы поручению президента, направленного на исключение возможности решения хозяйственных споров посредством уголовного преследования".
Еще одно предложение, прозвучавшее во время обсуждения проекта: ввести наказание за создание финансовой пирамиды. Заодно - подробно прописать, что это такое. Подобный проект разрабатывается в министерстве финансов. Многие правоведы считают, что в нынешнем проекте было бы логично рассмотреть подготовленные наработки. Также планируется повысить планки крупного и особо крупного размеров причиненного ущерба, от которых зависит наказание. Сейчас в Уголовном кодексе крупным ущерб признается, если стоимость похищенного составила не менее 250 тысяч рублей, а особо крупным - не менее 1 миллиона. Теперь эти критерии, как сообщил Павел Крашенинников, предлагается увеличить до 1,5 миллиона и 6 миллионов рублей соответственно. Кроме того, проектом вводится новый квалифицирующий признак: лишение человека жилья путем мошеннических действий. "Это связано с тем, что стоимость жилья различна в разных регионах России и стандартные квалифицирующие признаки по размеру стоимости похищенного здесь не всегда уместны", - рассказал Павел Крашенинников.