06.11.2012 14:20
Происшествия

Новосибирские пенсионеры выиграли суд у регионального минздрава

Текст:  Нина Рузанова (Новосибирск)
Житель Новосибирска Валерий Гурко отсудил 20 тысяч рублей у областного министерства здравоохранения. Пенсионеру удалось доказать суду факт бездействия чиновников, которые отказывались провести расследование гибели дочери Гурко в результате врачебной ошибки.
Читать на сайте RG.RU

Супруги Нина и Валерий Гурко не первый год ведут последовательную борьбу с отписками чиновников. Это уже третий судебный процесс, выигранный пенсионерами, которые отстаивают собственное право на конструктивный диалог с властью. Еще в 2007 году из-за врачебной ошибки в муниципальной больнице №11 погибла Ирина Мороз, дочь Нины и Валерия Гурко. И с тех пор родители Ирины пытаются в меру своих сил заставить эффективно работать государственный механизм контроля в сфере здравоохранения - чтобы не допустить повторения подобных трагедий.

Разговаривать с исполнительной властью пока у семьи Гурко получается только с помощью власти судебной - иначе чиновники не реагируют. В октябре 2009 года супруги Гурко, а также еще 12 родственников пострадавших от врачебных ошибок обратились к президенту с конкретными предложениями - как улучшить качество медицинской помощи в стране и обеспечить мониторинг за деятельностью медучреждений. "Предложения были нами выстраданы, - говорит Валерий Гурко. - И мы надеялись, что государство нас услышит". Из администрации президента обращение было передано в Минздравсоцразвития РФ. Только через семь месяцев оттуда пришел ответ, который до сих пор заставляет Валерия Гурко кипеть от возмущения: ничего не сказав о сути предложений, родителей, потерявших дочь, поблагодарили (!) за активную гражданскую позицию. После этого Гурко обратились в суд с первым заявлением о бездействии чиновников, и суд обязал министерство ответить по существу, а также провести проверку 11-й больницы по линии Минздрава РФ.

Правда, и после этого диалога не получилось: федеральное министерство направило обращение Гурко в региональный минздрав. А там, в лучших традициях отечественной бюрократии, "кивнули" на вышестоящее министерство - мол, вопросы нормативно-правового регулирования в ведении федеральной власти. В короткой отписке регионального минздрава о проверке больницы не было ни слова - как будто и не просили об этом супруги Гурко. Пришлось обращаться в суд во второй раз. В августе прошлого года Центральный районный суд Новосибирска признал неправомерным бездействие уже регионального минздрава и обязал провести проверку 11-й больницы.

 - Только по решению суда, через четыре года после смерти Ирины, минздрав Новосибирской области провел проверку в больнице, где она погибла, - говорит Валерий Гурко. - И я до сих пор не могу понять, почему министерство не исполнило свои обязанности сразу после трагедии. Мы были вынуждены самостоятельно выяснять, что привело к смерти нашей дочери, - это был пятилетний судебный марафон, вскрывший огромное количество недостатков в оказании медицинской помощи; по сути, мы столкнулись с хаосом, царившим в больнице. Все это время чиновники не предпринимали ничего, чтобы исправить ситуацию; а проверку провели формально, когда мы их вынудили, только чтобы выполнить решение суда. Можно ли говорить о повышении качества медицинских услуг, о модернизации здравоохранения, если орган власти просто-напросто ничего не делает?

Валерий Гурко считает, что если бы минздрав вовремя отреагировал на ЧП, оперативно выяснил причину смерти пациентки, а не пытался отмолчаться, семье Ирины не пришлось бы на протяжении пяти лет судиться с врачами и чиновниками. Моральные страдания от бездействия власти отец погибшей пациентки оценил в 300 тысяч рублей, суд удовлетворил это требование частично, взыскав с минздрава 20 тысяч. Но дело не в сумме - дело в важной и нужной для всего общества попытке заставить власть слышать людей, а не отмахиваться от них. Возможность заставить органы власти не только отвечать на обращения в срок и по существу, но и платить за собственное бездействие предусмотрена федеральным законом "О порядке рассмотрения обращений граждан РФ". В статье 16 этого закона сказано: гражданин имеет право на возмещение убытков и компенсацию морального вреда, причиненных бездействием госоргана, органа местного управления или должностного лица. И это нужно знать каждому, кто годами переписывается с властью без всякого результата - "рублевый" аргумент, как правило, убедителен. "Возможно, решение по иску Гурко даст людям ориентир", - подчеркнул в беседе с "РГ" председатель суда Центрального района Новосибирска Константин Кощеев. Правда, пока это решение в силу не вступило - возможно, минздрав его обжалует.

Суд Новосибирск Сибирь