07.11.2012 00:32
В мире

Эксперт: Рост доходов в Киргизии возможен при усилении налогового бремени

Текст:  Аза Мигранян
Российская газета - Экономика Кыргызстана: №256 (5929)
Постоянство бюджетного дефицита и его рост являются хроническими признаками спада киргизской экономики. Так, в 2010 году дефицит бюджета республики составлял 13 миллиардов 684 миллиона сомов, в 2011-м - 13 миллиардов 667 миллионов, к пятому ноября 2012-го - 10 миллиардов 97 миллионов, но его прогнозная величина на конец года составит около 23 миллиардов сомов.
Читать на сайте RG.RU

 

Растущий дефицит бюджета Киргизии (КР) превращается для руководства страны в проблему, от успешного разрешения которой зависят полноценное исполнение государством своих обязательств перед гражданами, внешними кредиторами и обеспечение финансовой безопасности.

Парадокс ситуации заключается в том, что республика практически не имеет внутренних источников наращивания бюджетных доходов. Для этого необходимо расширение налогооблагаемой базы, а не увеличение налогового бремени, потому что экономика страны падает который год, а финансовая система так и не вышла на докризисный уровень. Несмотря на все усилия правительства, инвестиционная привлекательность республики остается на крайне низком уровне, что снижает до минимума инвестиционную подпитку бюджета. Имеющийся размер госдолга на октябрь 2012 года также можно отнести к рекордным "достижениям" Киргизии - 152 миллиарда 249 миллионов сомов, из которых 139 миллиардов - внешний долг. Эта внушительная сумма как нельзя лучше характеризует низкую эффективность проводимой в стране экономической политики.

Для решения проблемы бюджетного дефицита министерство финансов КР вынуждено надеяться на очередные внешние заимствования - ожидается получение помощи в размере 50 миллионов долларов от Всемирного банка и Азиатского банка развития. Но получение внешних займов лишь ухудшает ситуацию, особенно в долгосрочной перспективе, увеличивая размер госдолга и будущих финансовых обязательств страны. Это опять же приведет к очередному спаду республиканской экономики.

Дело в том, что бюджетный дефицит (величина, на которую государственные расходы превышают доходы в конкретном году) напрямую зависит от объемов производства. Поэтому его рост означает фактическое несоответствие последних потребностям общества, что приводит к необходимости покрывать недостающие ресурсы из внешних источников. Фактический дефицит бюджета связан с циклическим, который характеризуется сокращением налоговых поступлений и увеличением государственных трансфертов на фоне спада уровня деловой активности.

Применительно к экономике КР оба вида бюджетного дефицита проявляются в классическом варианте. Именно постоянный циклический бюджетный дефицит, возникший из-за растущих расходов на социальные трансферты, государственных расходов на обслуживание внешнего долга, вынужденное финансирование программ развития экономики на фоне стагнирующего реального сектора, привел к фактическому дефициту. При этом номинальный рост налоговых поступлений и сборов не покрывает растущие потребности расходной части бюджета. В этой ситуации правительство может либо сокращать расходы, либо наращивать доходы.

В Киргизии выбор невелик. Наращивание доходов в республике возможно лишь при условии повышения собираемости налогов и усиления налогового бремени. Понимая невозможность покрытия бюджетного дефицита из этого источника, финансовым властям остается надеяться лишь на внешние займы.

К вопросу сокращения расходов государственного бюджета минфин также подходит крайне осторожно, потому что это, прежде всего, может отразиться на малоимущих слоях населения. В связи с чем объявленные к секвестированию статьи расходов исключают защищенные статьи - зарплаты бюджетников, пенсионные выплаты, другие социальные обязательства. Подлежит сокращению финансирование госаппарата, программ по созданию в стране доступного жилья и реформированию некоторых ведомств.

Таким образом в республике в очередной раз будет запущен механизм теперь уже структурного бюджетного дефицита - результат принятия мер недискреционной и дискреционной бюджетно-налоговой политики, представляющей собой разность между расходами и доходами, которые могли бы поступить в бюджет при существующем уровне налогообложения.

На примере Киргизии видно, что запуск механизма структурного бюджетного дефицита происходит следующим образом. Эффективность принимаемых краткосрочных мер бюджетно-налоговой политики (покрытие дефицита бюджета из внешних займов, сокращение расходов, особенно по госпрограммам) приведет к сокращению занятости и объемов ВВП в будущем. Сокращение занятости повлечет за собой уменьшение доходов населения, а следовательно потребительского спроса и сокращение источников экономического роста.

Но при краткосрочном подходе необходимо наличие саморегулирующихся механизмов экономики. Как правило, это прогрессивная система налогообложения, система государственных трансфертов и система участия в прибылях. Поэтому правительству Киргизии было бы не лишним пересмотреть действующую схему краткосрочного подхода к решению проблемы дефицита государственного бюджета в пользу стимулирования постоянно действующих мер экономического роста. Это обеспечит приток прямых инвестиций, развивающих реальный сектор и благотворно влияющих на доходы населения, облегчит долговое бремя и расширит налогооблагаемую базу. И, возможно, при использовании подобной долгосрочной стратегии можно будет перейти к тактике сокращения и ликвидации бюджетного дефицита.

Кыргызстан