08.11.2012 18:10
Культура

Балет "Иван Грозный" возвращается на историческую сцену Большого театра

В Большом театре - премьера "Ивана Грозного" Юрия Григоровича
Текст:  Анна Галайда
Возвращение в строй исторической сцены Большого театра воспринимается значительной частью зрителей как возрождение стилистики большого балета, одним из символов которого был в советские годы Юрий Григорович. Неудивительно, что вслед за отредактированной этим хореографом "Спящей красавицей" к жизни возвращается "Иван Грозный".
Читать на сайте RG.RU

Этот балет, прогремевший в середине 1970-х, некогда стал краеугольным в отношении хореографа и его зрителя. Григорович, ворвавшийся в балетный мир на волне оттепели, двадцать лет в советском балете символизировал новаторство, поиск, смелость, яркую самобытность и в то же время - продолжение великих традиций.

Русский, а вслед за ним советский балет всегда волновали события эпохальные, а персонажи - знаковые. Не был исключением и Григорович, даже в былинном "Каменном цветке" и эпической "Легенде о любви" не рассказывавший сказки, а исследовавший философские вопросы. Но, поставив балет, в котором главным героем стал один из самых страшных обитателей русской истории, хореограф навсегда потерял часть своих многолетних приверженцев. Судьбу Ивана Грозного Григорович увидел как трагедию чистого человека, которого корежит сам ход жизни. Власть у него оказалась субстанцией, чья сила неподвластна влиянию человеческой личности. Спектакль производил особо страшное впечатление, у него нашлись гениальные исполнители - Юрий Владимиров в роли царя и Наталия Бессмертнова в партии жертвенной Анастасии.

Это произведение, с трудом принятое на родине, произвело огромное впечатление на западную публику: оно соединяло русско-византийскую экзотику, классический танец в его преломлении через русскую плясовую культуру, сложнейшие роли для солистов и огромные кордебалетные сцены. Григорович оказался одним из двух советских хореографов, приглашенных в Opera National de Paris. Несколько лет назад хореограф был вновь приглашен в этот театр, чтобы реанимировать спектакль для нового поколения артистов и главного французского харизматика - Николя ЛеРиша.

В парижской сокращенной версии, уложенной в два акта, "Иван Грозный" теперь возвращается в Большой театр. Первые исполнители Юрий Владимиров, Михаил Лавровский и Борис Акимов репетируют с новым поколением танцовщиков. Как всегда у Григоровича, в составах (их подготовлено целых четыре) доминирует молодежь. Правда, премьера доверена Павлу Дмитриченко и Анне Никулиной, хотя и молодым, но уже много работавшим с этим постановщиком. Зато остальные составы - чистая интрига, на непрофессиональный взгляд порой даже граничащая с авантюризмом. Например, среди исполнителей заглавной партии - не только интеллигентный, зато физически мощный Михаил Лобухин, но и утонченный принц Владислав Лантратов, и обычно безмятежный Александр Волчков. В партии Анастасии рядом с опытной Ниной Капцовой значатся юная Ольга Смирнова, претендующая на звание главной лирической балерины Большого, и Мария Виноградова, для которой это будет вообще первая значительная партия в карьере. Среди Курбских - непредсказуемый Артем Овчаренко и Денис Родькин, в конце прошлого сезона обративший на себя внимание ярким дебютом в "Дочери фараона".

Музыкальный театр