08.11.2012 00:44
Экономика

В правительство внесен законопроект, ограничивающий наличные платежи

Минфин за безналичные платежи на суммы свыше 600 тысяч рублей
Текст:  Роман Маркелов
Российская газета - Федеральный выпуск: №257 (5930)
Минфин не оставляет надежду убедить Центральный банк в необходимости ограничить суммы наличных платежей до 600 тысяч рублей. А все что выше - только по безналу.
Читать на сайте RG.RU

Об этом журналистам рассказал министр финансов Антон Силуанов, сообщив, что законопроект, предусматривающий такое ограничение, уже внесен в правительство.

ЦБ сомневался в необходимости ограничения платежей наличными, объясняя это большим количеством мошеннических операций по кредитным картам, пояснил глава минфина. И тут же привел свой аргумент: "Также можно сказать, что человек, который идет расплачиваться с большой суммой наличных, может эти деньги потерять или их могут украсть". Минфин планирует, что ограничения начнут действовать с января 2014 года.

25 процентов составляет доля наличных денег на финансовом рынке России, в Евросоюзе - 9 процентов, в США - 7 процентов

Опрошенные "РГ" эксперты в принципе не возражают против того, что долю наличных платежей в России надо сократить. Но не "лобовыми запретами", как выразился вице-президент Ассоциации региональных банков России Олег Иванов.

"Людей, - считает он, - нужно привлекать к безналичным расчетам через меры экономического стимулирования. Неплохо было бы законодательно гарантировать прием банковских карт всеми крупными торговыми точками. Естественно, вкупе с возможностью рассчитаться наличными".

Такая мера уже реализована во многих странах мира, и России начинать стоит как раз с этого, уверен эксперт. Сейчас, напомним, продавцы вправе отказать клиенту в приеме банковской карты. Люди к безналичным расчетам, в принципе, готовы. Число банковских карт в стране приблизилось к 170 миллионам. Конечно, по регионам распределение неравномерное. Но можно подумать о том, чтобы наделить отстающих дополнительными правами по развитию безналичных расчетов, предлагает Олег Иванов. Он также напомнил, что до одного процента ВВП тратится на обеспечение наличных платежей. И увеличение доли "безнала" обязательно даст нам прирост экономики, уверен эксперт "РГ".

С наличными деньгами пытаются бороться не только у нас. Так, например, с декабря прошлого года правительство Италии запретило наличные расчеты при покупках на сумму свыше тысячи евро (примерно 40 тысяч рублей). Это правило действует в комплексе мер по сокращению бюджетного дефицита. Новое правительство Испании также решило запретить расплачиваться за крупные покупки наличными деньгами. С февраля этого года любые сделки свыше 3 тысяч евро (120 тысяч рублей) в этой стране должны проходить только через банк. В Греции запрещена оплата наличными покупок на сумму свыше 1,5 тысячи евро (60 тысяч рублей). А в Швеции и вовсе рассматривают возможность полностью отказаться от наличных денег при покупке товаров в розничных точках. Офисы некоторых банков уже полностью прекратили все операции с налом.

Мнение

Pro

Виктор Достов, председатель Ассоциации "Электронные деньги"

Существуют три причины, по которым государство стремится ограничить долю расчетов наличными деньгами.

Во-первых, это вопрос контролируемости. Следить за безналичными расчетами гораздо легче.

Во-вторых, существует мнение, что обслуживание наличных платежей обходится для государства дороже. Правда, на мой взгляд, это неоднозначный вопрос. Рынок - великая сила. И если бы безнал был намного выгоднее, то он бы уже давно вытеснил расчеты наличкой.

И в-третьих, внедрение безналичных платежей всегда оборачивается преимуществом для банков. Они укрепляются, усиливая финансовую систему.

К сожалению, эти причины внутренне противоречат друг другу. Поэтому и внедрение безналичных платежей идет у нас достаточно медленно. Это, кстати, не только российская особенность, а общемировая тенденция. В действительности очень мало наличных денег только в скандинавских странах. А в Англии и Японии, например, доля наличных платежей довольно велика.

Если вы хотите повышать долю безнала, то банковские карточки следовало бы раздавать в универмагах, как это происходит в Сингапуре. То есть человек просто выбирает карточку, кладет на нее некоторую необходимую ему сумму денег и платит за покупку.

Если же первичен контроль, то это уже совсем другое дело. Контроль подразумевает идентификацию, раскрытие паспортных данных, а это противоречит первому подходу. Конкретно к ограничению наличных платежей суммой в 600 тысяч рублей я отношусь нейтрально, особых возражений нет, поскольку понимаю, что одними запретительными мерами не обойтись. И от этого продолжения и зависит, как пойдет дело в целом.

Возьмем, к примеру, оплату покупки банковской карточкой. Кредитный оператор взимает за это комиссионные сборы. Типовая сумма такой комиссии обычно 2-3 процента. Поэтому безнал нужно делать привлекательнее законодательным ограничением на размер комиссии, как это реализовано в США. Плюс неплохо было бы поощрять оплату банковской карточкой, возвращая, допустим, 0,5 процента от платежа клиенту. Если же просто запретить расплачиваться наличными от определенной суммы, то это может вызвать раздражение у людей.

И банки, и граждане готовы к дальнейшему развитию электронных платежей. Проблемы, которые существуют в этой сфере, не инфраструктурные. Это вышеперечисленные комиссии, доступность банковских офисов. Психология людей уже ни при чем. Общество развивается, с ним развиваются и электронные платежи.

Конечно, удобнее иметь больше безнала, но до какой степени - 100 процентов или 80 процентов, сказать не могу.

Contra

Павел Медведев, доктор экономических наук

Естественно, что наличные платежи плохо контролируются государством. А это значит, что, например, большую сумму бумажных денег можно потратить на покупку наркотиков. И это будет незаметно. Если же платить за "дозу" с карточки, пройдет это максимум один раз. Дальше банк уже насторожится и обратится в полицию.

Правда, рассуждая таким образом, мы забываем, что существует не только хорошо освещенное пространство под фонарем, где есть нал и безнал, но и еще темные места - "за углом".

Существуют ведь и неконтролируемые электронные платежи. И уловить их еще труднее, чем наличные. Вот деньги проходят через небанковскую платежную систему - и мы получаем еще один канал для покупки наркотиков. Ведь те же платежные терминалы на улицах часто не принадлежат банкам.

Поэтому сразу возникает такая схема: человек платит через терминал по адресу, который находит в Интернете. Продавец говорит, куда перевести деньги. Это можно сделать через интернет-кошелек, например. Потом либо на почту, либо на телефон приходит сообщение с местонахождением наркотика. И такая схема, кстати, возможна как раз только с безналичными деньгами. С другой стороны, когда в стране слишком много "налички", это тоже плохо. Но нужно выбирать, какая угроза страшнее.

Поэтому и ограничивать сумму покупки наличными деньгами нужно не раньше, чем мы возьмем под контроль небанковские электронные платежи. В противном случае, мы будем только стимулировать подобные схемы.

Кроме того, думаю, что начинать что-то делать нужно не с суммы покупки, а с вида. Для этого нужно обеспечить подконтрольность всех электронных платежей и создать удобный инструментарий для покупок с помощью банковской карты. Ведь чтобы приобрести ту же машину по безналу, надо заплатить комиссию около пяти процентов. И когда мы обеспечим легкость и дешевизну электронных платежей для крупных покупок типа автомобиля или недвижимости, тогда появится смысл говорить и о конкретных суммах, подлежащих ограничению.

В целом же, согласен, что к внедрению электронных платежей и инфраструктура, и люди готовы - в этой сфере происходят подвижки, очень меня радующие.

Вот те же банки уже начали предлагать бесплатные и удобные возможности оплаты, например, мобильной связи. А потребитель всегда выбирает ту услугу, которая ему больше нравится. Тем более что электронные средства связи постоянно дешевеют и становятся все более удобными для граждан.

Опрос "РГ"
Финансы Финансовое право Минфин Центральный банк